Дорога каргополь вытегра строительство


Дорога-призрак выходит из тени » Официальный сайт муниципального образования «Мирный»

Дороги – вечная проблема России. Снабдить огромную страну качественной дорожной сетью на 100 % довольно сложно, это понятно, да и не везде это целесообразно. Однако, есть такие направления, которые прямо или косвенно влияют на многие показатели жизнедеятельности целых регионов и оставлять их без внимания просто нельзя. Одним из таких является направление от Архангельска до Санкт-Петербурга

От столицы Поморья до столицы северной

На сегодняшний день жители нашего региона при необходимости следования в северную столицу или Ленинградскую область, выбирают для себя один из двух маршрутов. Первый - от Мирного до Каргополя, затем - трасса Р-2 до пересечения с А-119 и далее по Р-37 (Орлово - Пудож - Вытегра - Подпорожье - Лодейное Поле), проезжая через три субъекта Федерации – Архангельскую область, республику Карелию и Вологодскую область). Второй – также до Каргополя, поворот на Р-2 через Няндому на Долматово, далее по М-8 через Вельск – Сямжу – Вологду (и опять на выбор - трассы А-119 или А-114, обе приведут в Санкт-Петербург). Можно ехать и по другому пути, повернув от Няндомы на Коношу. Однако, в этом случае, сократив километраж, по времени вряд ли выиграешь, потому что здесь - разбитая грунтовка.

НО… Наверное, каждый автомобилист знает о трассе Р-1, которой все мы пользуемся, следуя в Архангельск. Ее протяженность 517 километров; начинается она в Брин-Наволоке, следует через Каргополь и заканчивается пересечением с трассой А-119 в районе села Прокшино в Вытегорском районе Вологодской области. Однако, если до Архангельска мы вынуждены ездить по Р-1, в каком бы состоянии она не была (других вариантов нет), то поворачивать на нее от Каргополя вряд ли кто-то решится. Дорога-призрак тянется через деревни Осташевская, Солза, Кречетово и другие мелкие населенные пункты, по пути следования – множество водоемов. Видно, что об этом диком крае на долгие годы забыли… все. Поселки «самовыживают», а местность, где в советские времена была проложена дорога, оказалась подтопленной и заболоченной, переправы разрушились. Когда-то вполне себе проезжая дорога уже лет сорок не обслуживается из-за отсутствия средств. Некоторые смельчаки могут рассказать массу историй, связанных с преодолением этого желанного (потому что короткого) и такого недоступного (потому что недоступного) пути из города на Северной Двине до города на Неве. Ведь теперь некоторая часть этого пути представляет собой старую грейдерную дорогу в одну полосу с бродами и огромными ямами, заполненными водой. Самый непроходимый участок трассы находится в Вологодской области. Здесь, после посёлка Солза (граница двух областей) в сторону деревни Прокшино на трассе Р-1 находится длинный глиняный спуск, разбитый тракторами и грузовиками, и в плохую погоду являющийся серьёзным препятствием даже для полноприводных автомобилей. Протяженность зоны бездорожья - около 40 км. В настоящее время эта дорога-легенда в большей степени используется только как зимник для завоза продуктов в деревни, ближайшие к Вологде.

Долгие годы вопрос о ремонте этой дороге тормозился из-за несогласованности в действиях соседних областей - Архангельской и Вологодской. Руководство Вологодской области не видело экономической целесообразности в ремонте своего участка трассы Р-1 (региону он попросту не нужен, а проблемы соседей никого не волнуют). В некоторые времена при разных губернаторах удавалось достигнуть договоренности о приведении дороги в надлежащее состояние, однако, как вы понимаете, дело это не одного дня (и даже не одного года) и с очередной сменой власти вопрос зависал. Вот такой расклад.

Мирный – Архангельск.

Лед тронулся, господа!

Второй проблемный участок трассы Р-1, на фоне вышеописанной – не такой страшный, но все же, требующий капитального ремонта, располагается в Архангельской области, и представляет собой два отрезка дороги от Емцы до Малиновки 35 км и от Самодеда в сторону Брин-Наволока еще 15 км.

В начале текущего года о ремонте этих участков в областном Правительстве заговорили все более уверенно, а уже в апреле стало известно, что бюджет региона увеличен почти на миллиард. Сюда вошла помощь из федерального бюджета (основная сумма), а также акцизы на бензин. В связи выделением федеральных денег областное агентство по транспорту внесло изменения в госпрограмму «Развитие транспортной системы Архангельской области», добавив в нее мероприятия по реконструкции автотрассы Архангельск (от поселка Брин-Наволок) - Каргополь - Вытегра (до села Прокшино).

Те, кто ездил в сторону областного центра с начала июля, с удивлением и удовольствием отметили – ремонтные работы на дороге между поселками Емца и Малиновка уже ведутся. Неужели!?

 

На 29 июля обстановка по дороге до Архангельска следующая:

Мирный-Емца - 50 км. Тут все понятно, на всем пути – асфальт: отличный, хороший и сносный. Далее - 17 км по грунтовке (ее состояние все хуже и хуже, трясет не по-детски, машину жалко). И вдруг – о, чудо! Грунтовка «втыкается» в новенький асфальт, которого на тот день было 3 километра… Удовольствие от созерцания работы дорожной техники быстро заканчивается, и вновь - 15 км грунтовки. Стоит отметить, что в этом месте дорога немного изменит свое направление (ее прокладывают напрямую через лес), в связи с этим общий путь сократится на 4 км (новую дорогу состыкуют с существующей у деревни Малиновка, как и старую; просека в лесу уже вырублена, делается насыпь). Далее едем, как и прежде – от Малиновки до Самодеда 45 км по старому дорожному покрытию (которое, кстати, неплохо отремонтировали; где-то – ямочно, а где-то в асфальт закатаны целые многометровые участки). От Самодеда - 15 км «грунта», после чего 40 км асфальта до заправки в Брин-Наволоке. Далее опять все понятно – выходим на трассу М-8 и вперед – до Архангельска еще 130 км.

Ремонтные работы проводит ООО «Севзапдорстрой»; разнообразной техники и рабочих на данном участке предостаточно. Асфальт делают на сооруженном здесь же передвижном мини-заводике. На информационном стенде указано, что данная организация занимается строительством автодороги Архангельск (от п. Брин-Наволок) – Каргополь – Вытегра (до с. Прокшино). Срок строительства – с 10 июля 2015 года по 30 октября 2016 года. После окончания строительства дорога Архангельск - Каргополь - Вытегра - Лодейное Поле - Санкт-Петербург будет передана в федеральную собственность.

Вряд ли сегодня кто-то сможет подсчитать время, которое ушло на переписку, переговоры, обсуждение, согласование, доказывание необходимости ремонта трассы Р-1 и сколько должностных лиц было «завязано» на это. В феврале 2012 года, с назначением нового губернатора Архангельской области, этот затянувшийся вопрос вышел на новый виток развития. Игорь Орлов, которому вместе с новой должностью достались и ее старые проблемы, по-настоящему проникся важностью транспортной артерии Р-1, понимая ее значение для региона. С тех пор эта дорога регулярно упоминалась во время встреч на высшем уровне в московских кабинетах. Министры всех уровней, главы соседних регионов, Правительство и президент РФ – об этой проблеме Архангельской области никогда так много не говорили. И вот – свершилось. Напомню, поручение о содействии региону в строительстве участка Брин-Наволок - Плесецк после встреч с губернатором Игорем Орловым федеральным ведомствам адресовали президент Владимир Путин и председатель правительства Дмитрий Медведев в 2013 и 2014 годах.

Реконструкция этой важной транспортной артерии позволит выйти из Плесецка на Санкт-Петербург напрямую. Кроме того, это позволит соединить трассы М-8 (Москва - Ярославль – Вологда – Архангельск) и А-114 (Вологда - Новая Ладога). Планируется, что пропускная способность этих дорог вырастет более чем на 30%. Куда ни посмотри – одни преимущества. А уж как будут рады автомобилисты.

Многие миряне до сих пор не верят, что когда-нибудь дорога в Архангельск и Санкт-Петербург станет ближе и доступней. Не будем гадать, давайте подождем, ведь работы уже ведутся. Главное – чтобы в регионе был рачительный хозяин, который не бросает слова на ветер, а занимается делом.

 

Описание файла «карта 1 дороги Арх-С.Пб»:

  1. Самая длинная дорога, через Вологду (красного цвета). Длиннее примерно на 360 км.По федеральной трассе: Архангельск - Холмогоры - Брин-Наволок - Березник - Долматово - Вельск - Сяжма - Вологда - Шексна - Череповец - Тихвин - С-Петербург.
  2. Через Карелию (зеленого цвета). Архангельск - Мирный - Плесецк - Каргополь - Пудож - Вытегра - Подпорожье - С-Петербург.
  3. Через с. Прокшино, тот самый участок трассы Р-1, о котором идет речь в статье: Архангельск - Мирный - Плесецк - Каргополь - Прокшино - Вытегра - Подпорожье - Санкт-Петербург.

Людмила Корепанова

www.mirniy.ru

С 2018 года дорога от Архангельска до Санкт-Петербурга станет федеральной

С 2018 года дорога от Архангельска до Санкт-Петербурга станет федеральной

14.04.2017

Речь идет о создании с 1 января 2018 года транспортного коридора, который будет образован из участков региональных автомобильных дорог общего пользования в Ленинградской, Вологодской и Архангельской областях. Общая протяженность маршрута Санкт-Петербург - Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино - Солза – Каргополь – Плесецк – Брин-Наволок – Архангельск составит порядка 660 километров. По завершении его формирования и приведения в проезжее состояние путь из Архангельска до северной столицы сократится почти на 500 км.

В настоящее время на этом маршруте имеются участки, состояние которых ограничивает круглогодичный доступ к населенным пунктам и, в частности, к стратегически важному для страны космодрому «Плесецк» в г. Мирный Архангельской области. Президентом Владимиром Путиным было дано распоряжение устранить этот пробел, обеспечить бесперебойный проезд к Плесецку и сквозной проезд из Архангельска до Санкт-Петербурга. Региональным бюджетам выполнить такую задачу непосильно. Фактический в каждом регионе имеются проблемные участки дорог и мосты. К примеру, в Вологодской и Архангельской областях немало имеется так называемых разрывов - грунтовых дорог , на этих участках нужна реконструкция. Не лучше ситуация и с инженерными сооружениями, есть даже деревянные мосты и один аварийный.

Отметим, что передаче дорог из регионального подчинения в федеральную, для соблюдения всех нормативных и законодательных актов, предшествует довольно сложный процесс подготовки документов. Поэтому на рабочем совещании в Плесецке в очередной раз сверялось , как идет процесс оформления правоустанавливающих документов, включая участки автомобильных дорог и земельные участки, формирующие их полосу отвода. Представителям региональных дорожных ведомств Росавтодором поставлена задача: не позднее осени текущего года обеспечить передачу всех правоустанавливающих документов в федеральные казенные управления - ФКУ «Северо-Запад», в ведение которого перейдет 116,6 км транспортного коридора в Ленинградской области, и ФКУ «Упрдор «Холмогоры», которому перейдут 434,4 км дорог в Архангельской области и 109,7 км дорог в Вологодской области. Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Григорий Прокуронов подчеркнул, что передача дорог из региональной в федеральную собственность состоится при условии слаженности действий региональных властей в соответствии с законодательством российской Федерации. Обращаясь к участникам совещания, он сказал:

-Вместе мы выполняем важную государственную задачу. Этот транспортный коридор важен для укрепления обороноспособности нашей страны, для реализации программ в области дальнейшего освоения космоса. Дорога эта даст толчок развитию сопредельных территорий и улучшит качество жизни населения в северо-западных областях России.

Публикации в СМИhttp://rosavtodor.ru/press-center/vesti-regionov/34911 http://www.ador.ru/news/2017/04/14/1069.shtmlhttp://dvinatoday.ru/news/trassu-brin-navolok-plesetsk-peredadut-federatsii-v-2018-godu/

Вам может быть интересно

09.02.2018

Почему на дорогах гибнут люди. Прямой эфир Радио России-Вологда Узнать подробнее

24.01.2018

Весенние ограничения на тяжелый транспорт отменены

Власти отменили предполагаемые ограничения на движение большегрузного транспорта по всей стране.

Узнать подробнее

19.01.2018

В Костромской области начался капремонт судиславского участка федеральной трассы Кострома – Шарья

Это один из са­мых ожив­лённых её от­резков. Во­логод­ским до­рож­ни­кам пред­сто­ит прак­ти­чес­ки пол­ностью пе­рес­тро­ить до­рогу – пос­ле ре­мон­та из­ме­нит­ся да­же схе­ма дви­жения. Мас­штаб пред­сто­яще­го «пе­реде­ла» оце­нила кор­респон­дент ГТРК «КОС­ТРО­МА».

Узнать подробнее

Посмотреть последние

www.ud-holmogory.ru

Санкт-Петербург – Вытегра – Пудож – Каргополь – Малая Фёхтальма и обратно: nick_vymorkov

Из Петербурга в Архангельск существует, как минимум, два автомобильных маршрута. Первый вариант, через Вологду, – всесезонный, гладкий и надежный. Чуть меньше 1500 км по асфальтированным трассам, через тихвинские боры, мимо череповецких труб и дымов, через поля вологодской объездной, насквозь растворяющиеся в лесах и истории важские и двинские деревни. Второй вариант, через Вытегру-Пудож-Каргополь – скорее, зимний. Примерно 1200 км по тряским грунтовкам южного берега Онежского озера и Вытегры, по разбитому лесовозами асфальту Пудожа, а затем еще раз по грунтовкам, но уже Каргополья и Плесецка.

Если вы щепетильны в отношении своего авто, то летний путь через Вытегру и Каргополь навряд ли вам подойдет. Грязь грунтовок, камни из-под колес встречных машин, внезапные ямы и сомнительный асфальт – достаточные аргументы. Не говоря уже о вовсе легендарной «прямоезжей» дороге с болотными гатями «через Солзу», которая нынче, кажется, вовсе закрыта.

Тем не менее, маршрут Петербург-Вытегра-Пудож-Каргополь-Архангельск крайне интересен и заманчив. Прежде всего – из-за обилия туристских достопримечательностей, находящихся буквально на трассе. Если привести в порядок дороги (чем, собственно, уже озаботилась Карелия, а теперь, похоже, занимаются Архангельская и Вологодская области), это направление может стать очень интересным для туризма.

Не принимая здесь в расчет Ленинградскую область, получаем на этом направлении примерно следующее: шлюзы Мариинской водной системы и подводная лодка-музей в Вытегре, живописные деревни и погосты на реке Андома, Андома гора и петроглифы на берегу Онежского озера, исторический Пудож, южная часть Кенозерья, Каргополь, деревни и храмы реки Онеги, космодром Плесецк (существуют идеи показывать его туристам), Холмогоры. Если же на участке Каргополь-Вытегра будет достроена пресловутая дорога «через Солзу», то совсем рядом с этим отрезком пути окажется царство Золотой рыбки в Липином Бору, Кириллов и Ферапонтов монастыри, былинный Белозерск.

В этом нашем путешествии особенно задерживаться возможности не было. Смотрели только то, что было «на расстоянии вытянутой руки». Выбор достопримечательностей был определен тем, что мы ехали в канун 9 мая и в компании кошки Запад, у которой было собственное мнение по поводу маршрута и вообще.

Первым объектом на пути стало финское пехотное «убежище на 10 чел. 1942 год», расположенное сразу за железнодорожным переездом перед Подпорожьем. В годы войны в этом районе шли серьезные бои.

Покрытая белой краской полусфера с красноречивой надписью по трафарету расположена всего в нескольких метрах от обочины и отлично просматривается с дороги. Очевидно, стандартная военная конструкция: глухой гладкий бетон, небольшой входной лаз и круглое отверстие в стене, похожее на вентиляцию или дымоотвод.

Толщина стен впечатляет.

Следующий пункт путешествия - Вытегра, родина 5 адмиралов флота. В шлюзах Волго-Балтийской (Мариинской) системы ничего интересного не происходило – судов не было. Однако, запланированной целью в этот раз было посещение музея дизельной подводной лодки Б-440. С 1971 по 1990 годы лодка состояла на службе в эскадре Северного флота СССР, выполняя задачи в Средиземном, Баренцевом, Норвежском морях и в Северо-Восточной Атлантике. В 1990-х, после капитального ремонта, стала учебным судном, а в 2005 году была переоборудована в музей.

Посетителей было немного, персонал приветливый и вежливый, ходить можно везде, ползать и трогать – тоже. Значительная часть отсеков лодки сохранена в оригинальном виде: нижняя палуба с дизельными агрегатами, торпедные аппараты, камбуз, гальюн, каюты.

Для групп от 5 человек проводятся экскурсии, во время которых рассказывают об истории лодки и флота, работе и быте моряков. Желающие могут научиться ловко проскакивать в круглые люки в переборках между отсеками, подниматься и спускаться по трапам.

Что самое главное в подводной лодке помимо камбуза? Правильно – гальюн!

Однако, любопытнее всего было посмотреть в перископ. Он заблокирован – не поворачивается, но работает. Правда, совершенно не понятно, каким образом в него что-либо можно было разглядеть – сквозь мутные линзы видно лишь очень небольшой фрагмент берега с металлической лодкой.

По узкому лазу мы поднялись в рубку, через стекла которой тоже совершенно ничего не видно.

Зато можно подняться на самый верх, к антеннам, с площадки которых открывался отличный обзор на тихий залив водохранилища.

Закончилась наша небольшая экскурсия на верхней палубе, у флага-гюйса.

Мы нисколько не фанаты военной темы (хотя, за нашу кошку не ручаюсь), да и после работы на судоверфи, где строится атомный подводный флот страны, сложно чем-то подобным удивить. Тем не менее, дружелюбный и открытый во всех отношениях музей нам очень понравился.

Из Вытегры выдвинулись на север. Андому-гору и петроглифы на берегу Онежского озера, расположенные в удалении от трассы, решили оставить на другой раз. По пути на Пудож нас интересовали деревни, расположенные вдоль реки Андомы. Разбираясь с достопримечательностями Вологодской области в нашем паблике о севере (http://vk.com/meet_the_north), мы были введены в заблуждение фотографиями с церквями у моста из сети - возникла путаница между Саминским и Андомским погостом. Решили заехать в обе деревни и увидеть все своими глазами.

Мост через Андому - смотреть на мутную воду разлившейся весенней реки, греясь на по-летнему теплом солнце.

Ближе к Вытегре расположен Андомский погост – довольно крупная по нынешним меркам деревня с каменной школой, магазинами и даже небольшим рынком. Нас интересовала церковь у моста через речку - Свято-Троицкая церковь, 1811 года постройки. Со стороны дороги висит табличка «памятник, охраняется» и бла-бла-бла, установлены свежие строительные леса. Со стороны реки - абсолютная разруха, помойка и компании с пивом.

Саминский погост – еще одна некогда крупная деревня, расположенная на десяток километров ниже по течению Андомы. Здесь также есть мост с деревянными храмами (точнее, их останками) на берегу.

От Тихвинской церкви 1897 года постройки остались только руины, в которых гнездятся галки. На единственной сохранившейся стене – «охранная» табличка.

Ильинской церкви 1692 года постройки повезло куда больше. У входа очередная «охранная» табличка, хотя никаких следов реставрации уже и не заметно. Не уронили – и то ладно. Табличка с печальной иронией сообщает, что церковь является «народным достоянием».

Деревень по берегам Андомы немало, но жизнь еле теплится - многие дома стоят заброшенными. А места очень красивые – жить да жить.

Дальнейший путь до Фёхтальмы прошел без приключений, прочие достопримечательности оставили на обратную дорогу.

К закату мы неспешно добрались до деревни Усолье на Онеге. Заброшенные поля некогда крупных крестьянских хозяйств, уверенно зарастающие лесом, еще покрыты унылой прошлогодней травой.

Конечный пункт нашего путешествия – Малая Фёхтальма, небольшая деревушка в среднем течении реки Онеги. Напротив стоит другая – Большая Фёхтальма. Когда-то Фёхтальма была центром волости.

В начале 20 века только в Малой Фёхтальме насчитывалось больше сотни дворов. В этом году, кажется, впервые наступает тот момент, когда никто из местных жителей не будет зимовать в деревне.

В нескольких километрах вверх по течению на противоположном берегу Онеги стоит деревня Турчасово. В XVI веке Турчасовский стан объединял 48 волостей и простирался до Ворзогор на Белом море. Сейчас в Турчасово осталось чуть больше двух десятков жителей.

От глобального – к малому. В деревне занимались «расконсервированием» хозяйства к летнему сезону. В контексте бледной цветовой гаммы северной весны совершенно роскошно выглядела старая баня - потемневшая от времени древесина с серебристо-седыми прожилками и доски, украшенные затейливым декором «от короеда». Смотрится шикарно. Интересно, возможно ли добиться такого эффекта искусственной обработкой?

Первая часть обратного пути прошла незаметно в ожидании Каргополя и его замечательных пирожков и кулебяк, которые продаются в магазине-кафе на Соборной площади. Рекомендуем. Правда, год назад пирожки были вкуснее и традиционнее – без экспериментов с повидлом и йогуртами в начинке. Надеемся, все дело в сезонности начинки и нужно лишь дождаться лета. Но кулебяку-то ничем не испортишь – все дело в рыбе!

Соборы и храмы Каргополя все те же и все там же. Таблички-реставрация и все такое. Если на соборе Рождества Христова фантазия еще дорисовывает некоторую видимость изменений с годами, то леса на Воскресенской церкви за давностью лет сами рискуют вскоре стать памятником.

Так совпало, что на «официальной» Ивановской площади мы оказались за считанные минуты до начала торжества по случаю 9 мая. Если на следующее утро в Петербурге газеты кричали, что акция «Бессмертный полк» ставит какие-то рекорды, то в Каргополе очень камерно и трогательно ставили стулья для ветеранов = 12 человек + 1 пустой стул. Шествия мы не дождались, но зато посмотрели репетицию торжественного возложения цветов к мемориалу павшим и прониклись общей атмосферой – хорошей, мирной и светлой.

Вообще, Каргополь очаровывает. Прекрасно, что взялись достроить до города дорогу хотя бы от Архангельска. Поможет ли это развитию туризма? Поживем – увидим. Однако, дорогу строят, а город к приему туристов очевидно не готов. Если только по чуть-чуть и не очень притязательных.

Сразу за Каргополем в направлении Пудожа есть деревня Ватамановская, а в ней заветная отворотка к месту, где однажды давным-давно стояло село Красная Ляга. Сейчас от трех деревень села осталось только ровное поле и Сретенско-Михайловская церковь - самая старая церковь Каргополья, построенная аж в 1655 году.

Церковь интересна нетипичной для севера архитектурой и внешними украшениями.

Есть версия, что слово «ляга» означает «водоем» или «лужу». Неподалеку от церкви есть любопытный овражек – то ли заросший карьер, то ли как раз высохший водоем. Как ни удивительно, никакого более-менее серьезного водоема в обозримой близости нет, что не очень типично для северных деревень.

Если заранее не знать о существовании Красной Ляги и церкви, то никогда в жизни вы туда не попадете. На указателе у нужного поворота написано «Кучепалда 12» - еще одна исчезнувшая деревня. Дедуля, вышедший к колодцу из ближайшего дома на развилке в Ватамановской, заметил: «Давно бы уже указатель поставили – постоянно все спрашивают». А затем рассказал историю о чудесном спасении заезжих туристов из осенней грязищи при помощи тут же припаркованного трактора. Такая туристская инфраструктура и навигация.

Кстати, о навигации. Уже на обратном пути мы заметили на заправке в Вытегре большой и яркий стенд туристского информационного центра Вологодской области, где вполне наглядно показано, куда ехать и что смотреть - вологодскому ТИЦу большой плюсик! Опять же, по удивительному стечению обстоятельств в радиусе километра от стенда и заправки дорога напоминает испытательный танковый полигон. Зато в остальных частях маршрута по территории Вологодской области претензий почти нет. В отличие от юга Архангельской области, где ни дорог, ни информационных стендов.

Широкий склон холма, спускающийся к Онежскому озеру. Вокруг – благостная тишина и аромат цветущей черемухи.

Между тем, при всех очевидных недостатках качества дорог, путь Петербург-Вытегра-Пудож-Каргополь-Архангельск представляется интересным и перспективным. Конечно же, разница в 300 км с учетом грунтовок абсолютно теряет какое-либо значение. Однако, грунтовки обладают определенным очарованием – живописно, не скучно, никаких колонн фур или пробок. Тем не менее, это определенный вызов как для водителя, так и для автомобиля. Если же автомобиль в принципе способен передвигаться только по асфальту, то, видимо, это не очень правильный автомобиль для нашей страны, особенно, в северной ее части.

В общем, дорога Санкт-Петербург – Каргополь – Архангельск – это хорошо и интересно. Ездите и радуйтесь. Или нет. А мы - будем!

nick-vymorkov.livejournal.com

Пустили в объезд. Дорожный ремонт сократит путь из Архангельска до Петербурга на 500 км - Архангельск - Регионы - SmartNews.ru / Surfingbird

Фото: Юрий Белинский/ИТАР-ТАСС

Водители, проезжающие через Архангельскую область в направлении Санкт-Петербурга, даже не знают, что есть «тайный» маршрут, сокращающий расстояние ни много ни мало на 500 км. Но и те, кто знают, им не пользуются: на трассе есть непроходимые грунтовые и гравийные участки. Дорожники Архангельской области обещают восстановить асфальт на «тайном шоссе», которое не ремонтировали с 1970-х.

В заброшенных местах всегда есть нечто мистическое. Это неизведанное или давно забытое притягивает к себе людей: любопытных туристов, искателей приключений. Не исключением становятся и заброшенные дороги, о которых мало кто знает, по которым мало кто ездит. Такая дорога-легенда есть и в Архангельской области. Она сокращает расстояние до Санкт-Петербурга на целых 500 км.

Отправной точкой маршрута служит город Каргополь, который расположен на самом юге Архангельской области.

По Архангельской области до Санкт-Петербурга идут две дороги через Каргополь. Одна — в сторону Вологодской области, другая — в сторону Карелии. Что касается автомобильной дороги на Вологду по Архангельской области, то она есть. Сейчас частично дорога гравийная, частично — заасфальтирована. Возможность заасфальтировать дорогу полностью есть, некоторые участки уже подготовлены к этому. Но нет экономической целесообразности, так как дорога заходит в тупик. Потому что участок дороги на границе, который относится к Вологодской области, а это 40 км, находится в плохом состоянии, по нему невозможно проехать. Пару лет назад при прошлых губернаторах была достигнута договоренность привести дорогу в надлежащее состояние, но со сменой власти вопрос завис.

Игорь Трифонов, начальник отдела ремонта и капитального строительства ГКУ «Дорожное агентство Архангельскавтодор», для SmartNews

В принципе, основных маршрутов 2, как я понимаю. 1. Длинный, но по асфальту: Питер — Иссад — Череповец — Вологда — Долматово — Няндома — Каргополь. Получается примерно 1200 км. 2. Короткий, но с грунтовыми участками: Питер — Подпорожье — Вытегра — Пудож — Каргополь. 660 км. Лично мое мнение — второй вариант наиболее оптимален. Без проблем проходится на раз, не нужна ночевка. Дороги вполне терпимые. Грунтовки проезжие.

Первая дорога, основная, которой и пользуются те, кто едет в Петербург, ведет в направлении Карелии. Сейчас автомобилисты добираются в Санкт-Петербург именно по ней. На ней также есть участки, требующие ремонта, но в целом дорога может использоваться круглогодично.

Сейчас идет ремонт и реконструкция дороги от поселка Брин-Наволок — Каргополь — Вытегра (до поселка Прокшино) на участке поселок Брин-Наволок — Каргополь, в рамках реализации поручений президента РФ и правительства России. В прошлом году была разработана проектно-сметная документация по большинству участков. Сейчас идет строительство транспортной развязки в одном уровне на 168 км дороги Архангельск — Вытегра. В этом году будет сдан крупный проект — обход города Плесецк. Возможно, после 2015 года в новую долгосрочную целевую программу войдет дальнейшее развитие южного направления.

Игорь Трифонов, начальник отдела ремонта и капитального строительства ГКУ «Дорожное агентство Архангельскавтодор», для SmartNews

Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости

Дорога-легенда Каргополь — Санкт-Петербург сейчас в большей степени используется как зимник для завоза продуктов в местные деревни из Вологды. Единственный неотремонтированный (и от этого почти непроходимый) участок трассы находится в вологодской области и разбивает дорогу на два отрезка: от Каргополя до Вологды и от Вологды до Петербурга. Протяженность зоны бездорожья — около 40 км. Раньше тут тоже пролегала трасса, которой пользовались еще в советское время; однако с тех пор у дорожников не доходили руки ее отремонтировать, а у чиновников — выделить средства. Ну а больше всего тормозила дело несогласованность в действиях двух соседних регионов.

Вопрос строительства этой дороги поднимался неоднократно, но не было средств. Именно на этом отрезке пути находится граница Архангельской и Вологодской областей. Жители нашего района называют эту дорогу — дорогой жизни. Поскольку именно по ней к нам завозят товары из Вологды. Но так как дорога старая, приходится ездить в обход. Насколько я знаю, накануне Нового года состоялась встреча представителей Вологодской области и дорожников касательно строительства этой дороги. Будем надеяться, что дорогу отремонтируют.

Владимир Купцов, замглавы администрации Каргопольского района, для SmartNews

ПрислалВидео пользователя Yuri Manfi

Видео

Речь идет об этом участке, который сейчас могут преодолеть только бывалые джипперы.

Справка SmartNews

Каргополь — административный центр Каргопольского муниципального района. Расстояние от Архангельска — 427 км. Расстояние от Москвы — 1200 км. Площадь города — 39 кв. км. Население — 10,8 тыс. человек. Телефонный код Каргополя — 81841. Датой основания Каргополя, по косвенным свидетельствам, принято считать 1146 год, хотя первое упоминание города относится к куда более позднему времени — к 1447 году. Об истории Каргополя известно не так много, так как в 1765 году сгорел городской архив. Видимо, основан город был новгородцами и сначала принадлежал Новгороду. В 1447 году именно здесь прятался сбежавший из Москвы Дмитрий Шемяка. С присоединением Новгорода к Московскому государству Каргополь вошел в состав Московской Руси. В 1608 году сюда был сослан руководитель восстания Иван Болотников. Здесь же он был убит. В Смутное время жителям города удалось отбить нападение польских и литовских войск. В 1765 году в Каргополе случился пожар, поселение превратилось в пепелище. Затем оно было отстроено уже по регулярному плану. Статус города был дан Каргополю только в 1784 году. В XIX веке здесь жило множество купцов и велась активная торговля. По одному преданию, именно они способствовали тому, чтобы железнодорожная ветка пошла в обход города. Но время купечества прошло, и Каргополь превратился в маленький провинциальный городок, до которого не так-то просто доехать. Однако это придает ему особое очарование. Здесь тихо и спокойно, дома не превышают высоты в два этажа, а самыми высокими строениями, как и столетия назад, являются церкви. Каргополь стоит на берегу озера Лаче (или Лача), самого большого озера Архангельской области.

Самая длинная (красного цвета). Длинее примерно на 360 км. Это по федеральной трассе от Архангельска — Холмогоры — Брин-Наволок — Березник — Долматово — Вельск — Сяжма — Вологда — Шексна — Череповец — тихвин — С-Петербург. 2. Через Каргополь (зеленого цвета). Архангельск — Мирный — Плесецк — Каргополь — Пудож — вытегра — Подпорожье — С-Петербург 3. С этим непроходимым участком (трасса полностью синего цвета). Архангельск — Мирный — Плесецк — Каргополь — Прокшино — Вытегра — Подпорожье — Санкт-Петербург. Непроходимый участок в районе Прокшино.

Жители и местные чиновники надеются, что в ближайшее время эти 40 км дороги, серьезно сокращающей путь от Каргополя до Санкт-Петербурга, будут действительно отремонтированы. Это даст возможность дальнейшего развития территорий, прилегающих к дороге, экономически оживит придорожные деревни и попутные городки, даст автовладельцам ощутимую экономию на топливе.

Как знакомо! Ехали по этой дороге в 1984 году на «Запорожце»: дважды нас тянули, грейдер путь расчищал, а на границе областей застряли капитально!!!

Дорога, это артерия жизни, и чем лучше дорога тем лучше жизнь тех людей которые живут вдоль дороги.Безусловно ремонт необходим. и как можно быстрее,хорошая дорога это сэкономленное время,нервы, и деньги.

Читать дальше

Одноклассники

материал с smartnews.ru

surfingbird.ru

Разведка экскурсионного маршрута для речных туристов Вытегра - Пудож - Каргополь

Дорога от Санкт-Петербурга до Вытегры заняла почти семь часов: участок от Подпорожья до Вытегры частью состоит из грунтовки очень плохого качества. Но для будущего маршрута это неважно: автобусы поедут по другим трассам. Итак, вот как очень схематично выглядит интересующая нас часть дорожной сети:

На рисунке схематично показана дорога из Вытегры в Каргополь через Пудож, которой обычно пользуются путешественники, и прямая дорога на Каргополь, позволяющая здорово сократить путь. Новая трасса федерального значения уже показана на картах Вологодской области и на указателях. И хотя у меня возникли сомнения в том, что ее уже построили, но я решил попробовать проехать до Каргополя именно этим, более кратким путем, а на обратном пути заехать в Пудож (представив, что это еду не я на легковом автомобиле, а экскурсионный автобус с туристами).

Дорога Вытегра – Волгода идет вдоль Волго-Балтийского канала, с ответвлениями с указателями на шлюзы.

По пути встречается построенный в прошлом году храм Пресвятой Богородицы в селе Депо.

Видимого поворота на Солзу – Каргополь в районе села Прокшино не оказалось. Но, проехав чуть дальше, я увидел указатель на Солзу, и повернул налево.

Новая дорога на Каргополь с отличным покрытием и хорошей разметкой не  могла не радовать. Вечерело; я хорошо разогнался на пустынной трассе, и предвкушал, как вечером поужинаю в Каргополе. Думал и о том, что, конечно, расстояние от Вытегры не близкое, но по такой дороге не грех отвезти туристов в Каргополь с ветерком.

Как говорится, ничего не предвещало, ни один дорожный знак об этом не говорил… Но не проехав по чудо-дороге и десяти минут, я уперся в тупик. Дорога дальше визуально пока еще даже не строится.

Возвращаться в Вытегру и ехать в Каргополь через Пудож? Этого делать не хотелось: уж очень большой получился бы крюк. Развернувшись, поехал обратно в сторону трассы Вытегра – Вологда, и, о чудо, увидел на обочине человека. Он подтвердил, что дорога на Каргополь еще не построена, но есть старая дорога, по которой проехать можно не всегда, «но фуры проезжают». Проходимость дороги фурами воодушевила, и я отправился в указанном человеком направлении на Панкратово, где и выехал на старую дорогу.

Узкая грунтовка первые пару километров даже радовала. Потом начались лужи, чем дальше тем шире и глубже, и сомнительные деревянные мосты.

Осознавая высокую вероятность застрять на этой дороге, понимая, что наступает ночь, и случись что-то с машиной, помощи будет ждать неоткуда (по дороге почти никто не ездит), я все же продолжил путь, так как не хотелось отступать на полпути. Никакого жилья или людей вокруг не было, как и мобильной связи. Говорят, в этих местах водятся медведи и даже снежный человек. Ни тех, ни других не увидел, а вот зайцы буквально бросались в свете фар под колеса (ни одного не задавил).

Проезжать лужи-пруды и объезжать ямы и колдобины становилось все труднее; средняя скорость не превышала десяти километров в час. В одном довольно сложном месте я повредил машине дно. Перед некоторыми водоемами приходилось выходить из машины и смотреть, как лучше проехать это место. Иногда, проехав очередной пруд вброд, думал: как же я его снова преодолею, если придется разворачиваться и ехать обратно? У меня ведь не внедорожник. Не верилось, что такое можно сделать больше одного раза.

Проехав пятнадцать километров, я уперся в очень большую лужу с приличной для моей машины глубиной в середине и, что совсем плохо, мягким грунтом. Я походил, посмотрел, прикинул варианты, но было понятно, что этот водоем мне не преодолеть даже по доскам, наваленным справа.

Пришлось развернуться, и к половине третьего ночи вернуться на ночлег в Вытегру, Теперь я уже знал «родные» лужи, и преодолел пятнадцать километров адской грунтовки за один час – неплохой результат для этой дороги! После этого дорога на Вытегру показалась мне лучшим в мире автобаном, а возвращение на нее – счастьем.

Кстати, позднее изучив в интернете рассказы тех, кто ездил по этой дороге, узнал, что она слабопроходима даже для внедорожников, и я правильно сделал, что развернулся, так как перед Солзой мне пришлось бы преодолеть вброд ручей с метровой глубиной, что, конечно, вряд ли я смог бы сделать на своей «Вольво».

Наутро я поехал в Каргополь, как это делает большинство автомобилистов – из Вытегры на север через Пудож. Дорога на Пудож оказалась неплохой, с возможностью держать около ста километров в час практически на всех участках. Единственный небольшой грунтовый отрезок дороги явно будет скоро превращен в асфальтовое шоссе, процесс идет полным ходом. Так что эта дорога внушает оптимизм.

А вот попытка добраться до Муромского Свято-Успенского монастыря, что стоит на берегу Онежского озера, успехом не увенчалась. Свернув с трассы на дорогу, ведущую в этот монастырь, некоторое время я оптимистично ехал по такой вот дороге:

Потом поняв, что это будет долго, мучительно для машины, да и автобус с туристами все равно сюда не проедет, развернулся. Возможно, такая дорога – благо для монастыря: ничто не нарушит его размеренную уединенную жизнь, говорю это без всякой иронии.

От Вытегры до Пудожа сто километров, и, как я говорил, по неплохой дороге. Автобус преодолеет ее за полтора часа. Соответственно, я имел в голове запасной план: если Каргополь все же окажется уж слишком малодостижим для экскурсионного автобуса из Вытегры, ограничить стоянку в Вытегре одном днем и знакомством с достопримечательностями Пудожского района. Правда, до монастыря, как мы видим, автобус не доедет, до мыса Бесов нос с петроглифами – тоже, это ясно из рассказов автомобилистов. Есть еще Ильинский погост на острове в Водлозере, но перевозка туда большой группы затруднена. Остается сам Пудож.

Пудож – довольно старый город: селение на этом месте возникло в XIV веке, а статус города Пудож получил в 1785 году.

В центре города сохранилась деревянная застройка конца позапрошлого – начала прошлого веков. Есть краеведческий музей.

На берегу реки Журавки (один из рукавов протекающей рядом Водлы) разбит летний сад.

В Пудоже находится подворье Муромского Свято-Успенского монастыря – того самого, к которому ведет узкая неважная дорога. Изначально церковь Александра Невского была построена пудожским купцом Николаем Александровичем Базегским, причем он предлагал мирскому сходу на выбор строительство моста для устойчивого сообщения с Петербургом или церкви. Мирской сход выбрал церковь.

В советское время церковь Александра Невского пребывала в запустении и разрушалась; сейчас она передана монастырю и медленно восстанавливается.

Деревянная церковь Серафима Саровского в центре Пудожа построена недавно.

Пудож – неплохой городок; но чтобы ради экскурсии только в него теплоход шел шестнадцать часов от Белозерска до Вытегры, потом обратно? Это, пожалуй, вряд ли целесообразно. Значит, основным пунктом в экскурсионной программе круиза должен стать Каргополь, с осмотром Пудожа по пути.

Итак, в Каргополь. Но сначала я решил заехать в поселок Шальский, что в тридцати километрах от Пудожа на берегу Онежского озера. В Шальском есть причал, принимающий скоростные «Кометы» из Петрозаводска. На случай, если когда-нибудь этот или какой-то другой причал в Шальском надумает принимать трехпалубные суда, отсюда можно возить туристов в Каргополь. Только надо посмотреть, что за дорога.

Дорога в Шальский оказалась сносной, правда, с ямами и ухабами-«подлянками». Рядом течет Водла, и с того времени, когда она была судоходной, сохранились створные знаки.

Водла и сейчас проходима для судов до Подпорожья, что недалеко от Пудожа. В старые времена существовала пассажирская линия местного флота порт Шала (Шальский) – Подпорожье. В Шале пассажиры пересаживались с озерных судов на речные. А в 1950-60-е годы (не уверен насчет 70-х) существовала прямая линия Петрозаводск – Подпорожье. Ее обслуживал каютный теплоход 646 проекта «Ладога».

Проезжаем живописное село Семеново.

Погост существовал на месте нынешнего поселка Шальский еще в начале XVI века. Сейчас Шальский – крупный поселок на берегу Онежского озера. Рядом расположен небольшой порт Шала.

Мой приезд в Шальский привлек всеобщее внимание. Люди останавливались и с любопытством смотрели на мою машину. И у них для этого были основания: пока я ехал из Пудожа, поврежденное накануне на лесной дороге днище частично отвалилось, и одна его металлическая часть, волочась по асфальту, издавала неимоверный грохот.

Попытки залезть под машину и извлечь жестянку успехом не увенчались. Пришлось с помощью местных жителей искать эстакаду, которая нашлась в одном из дворов. Как и многое в Карелии, она оказалась деревянной, и не была рассчитана на мою «Вольво», под которой начали гнуться доски. Я спешно съехал обратно, после чего отзывчивые местные жители нашли для меня гараж с ямой. С помощью хозяина гаража грохочущую жестянку удалось отцепить. Огромное ему спасибо.

Берег Онежского озера в этих краях живописный. Песчаный пляж уходит на десятки километров в обе стороны. В двенадцати километрах к югу находится Бесов мыс с петроглифами и реконструкцией древнего поселения. Но, как я говорил, на автобусе туда проехать невозможно, а значит, посещение Бесова мыса не включишь в маршрут.

Включив музыку в салоне, я начал выезжать задним ходом с побережья, думая о чем-то своем. И глупейшим образом застрял в песке. И ведь надо же – вчера на этой же машине преодолел довольно сложные участки лесной дороги и ни разу не застрял, а тут – на тебе, на ровном месте.

Выбраться самостоятельно не получилось; пришлось идти искать помощь. Через некоторое время удалось обнаружить троих отдыхающих, приехавших в эти места из Ярославской области. Они не без труда вытолкнули машину на более-менее безопасное место.

Что ж, теперь – обратно в Пудож, и оттуда в Каргополь. От Пудожа до Каргополя 160 километров, вопрос только в том, какие это километры. От ответа на него зависит, можно ли возить в Каргополь теплоходных туристов из Вытегры или Шальского.

Забегая вперед, скажу, что путь от Пудожа до Каргополя я преодолел за два с половиной часа, а обратно до Пудожа доехал за два часа. Для автомобиля это нормально, ну, возможно, даже слишком быстро для такой дороги. В любом случае, автобус так не поедет: часть дороги на Каргополь – это грунтовка, где-то в сносном, но в основном в неважном состоянии.

Как обгонишь едущее по дороге плавсредство?

В районе деревни Орлово проезжаем большое Лешкмозеро. Волна на нем была больше, чем на Онеге.

Ближе к Каргополю проезжаем интересную деревянную, построенную в конце XVIII века Богоявленскую церковь в селе Гавриловском. Еще три месяца назад на этом месте стоял уникальный тройной ансамбль из двух деревянных церквей и колокольни. Постройки ансамбля венчали двенадцать куполов.

5 мая 2013 года Покровско-Власьевская (самая старая в ансамбле) церковь и колокольня сгорели от удара молнии. Удалось отстоять только Богоявленскую церковь.

На другой стороне дороги – то, что я сначала принял за часовню; и, наверное, не только я так ошибся. На самом деле это такое кафе, закрытое на замок.

Каргополь – городок с очень простой прямоугольной планировкой улиц. Город интересен, с одной стороны, храмовыми комплексами, а с другой – старой деревянной застройкой.

Я люблю бывать в северных городах зимой. Идея попасть русской зимой на русский север приводит в смятение многих иностранцев. Однако как раз зимой, на мой взгляд, в этих городках особенно уютно и хорошо. Но речные туристы поедут в Каргополь летом, и я в этот город тоже приехал летом.

Итак, церкви Каргополя. Как я уже сказал, они составляют целые комплексы, а всего этих комплексов два. Первый расположен на Соборной площади, и состоит из трех церквей и колокольни.

Христорождественский собор XVI века:

Введенская церковь начала XIX века:

Колокольня Соборной площади XVIII века:

Церковь Иоанна Предтечи XVIII века:

Второй ансамбль формирует собой Красноармейскую площадь (фактически это не площадь, а зеленое поле). Он состоит из трех церквей.

Благовещенская церковь XVII века и небольшая Никольская церковь XVIII века:

Церковь Рождества Богородицы XVII века – единственная в Каргополье, не закрывавшаяся в советское время.

А сейчас, напротив, в Каргополе осталась единственная церковь, которая пока еще исполняет светские функции. Это Зосимо-Савватиевская церковь начала XIX века. В ней находится Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей.

Воскресенская церковь в северной части Каргополя относится к XVII веку:

Церкви Сошествия Святого Духа XVIII века еще только предстоит реставрация, и, судя по ее внешнему виду, работы предстоит много.

Не менее, чем церквями, Каргополь интересен своей застройкой. На каждом историческом доме, а почти все дома в застройке центра исторические, висит табличка с датой его постройки и иногда – фамилией первых владельцев.

Каменных домов в городе немного; они малоэтажные, и относятся большей частью к концу XIX века.

Основу застройки Каргополя составляют деревянные здания конца XVIII и XIX века. Гуляя по городским деревянным тротуарам, мимо старых деревянных домов, переносишься в позапрошлый век. В настоящий позапрошлый век, и даже не в его имитацию, ведь здания дошли до нас почти в нетронутом виде. На мой взгляд, именно этим наиболее интересен Каргополь – живой музей под открытым небом.

Бывает, что дом состоит из двух частей – старой (которую удалось сохранить) и новой:

На берегу реки Онеги сохранилась настоящая полоскальня. В таких домах жители Каргополя стирали в проточной речной воде белье, причем полоскальня действует и сейчас.

Река Онега некогда была судоходной; до 1960-х годов пассажирские рейсы из Каргополя в населенные пункты озера Лачо и реки Свидь, до села Астафьево, выполнял небольшой каютный пароход "Никитин", а затем его заменил скоростной теплоход «Заря», работавший в Каргополе до 1996 года. Сейчас пассажирского флота в Каргополе нет (хотя одно грузовое судно переделано под прогулочное). Сохранился городской причал.

Но вернемся к нашему теплоходу «Василий Чапаев». В предварительном расписании на 2014 год у него есть круиз «Северная сказка», проходящий из Москвы по городам Русского Севера до Вытегры. Из Вытегры, где теплоход стоит два дня, запланированы автобусные экскурсии в Каргополь и Пудож. Моей задачей было оценить плюсы и минусы такой поездки, потому что когда будет официально открыта продажа путевок на навигацию 2014 года, что-то менять будет уже очень нежелательно.

Безусловно, Каргополь стоит того, чтобы в нем побывать. Этот город может стать украшением любого речного маршрута. Но дорога на автобусе из Вытегры в один конец, будем реалистами, займет не меньше шести часов, причем часть пути пройдет по очень плохой грунтовке. Это будет не просто некомфортно для туристов, но и «украдет» положительные впечатления от Каргополя. Поэтому на сегодня решение об организации такой экскурсии у нас отрицательное. В ближайшие дни в маршрут круиза «Северная сказка» будут внесены изменения.

Если говорить о заходе трехпалубных судов в Шалу с целью посещения Каргополя, то и это даст мало преимуществ: автобус будет ехать, по моим расчетам, пять часов в одну сторону, и опять же местами по плохой дороге.

Но из хорошего могу сказать, что когда будет закончено строительство дороги, соединяющей трассу Вологда – Вытегра с дорогой на Каргополь, станут возможны автобусные экскурсии в Каргополь из Гориц и Кузино – мест традиционной стоянки туристических теплоходов на Шексне (хотя и там путь неблизкий). Осталось подождать навигации 2015 года, к которой эта трасса будет введена в эксплуатацию.

Ну а я благодарю всех, кто прочитал это повествование, и желаю всем интересных путешествий – водных и сухопутных!

asosnin.livejournal.com


Смотрите также