Геодезия в строительстве дорог


Геодезические работы при строительстве дорог

Геодезические работы при строительстве дорог проводят в процессе изысканий при выносе трассы в натуру,во время строительства автомобильных дорог.Во время трассирования магистрального хода или проведения работ по окончательной разбивке  на местности трассы  проводят геодезические работы, измеряются углы поворотов трассы и расстояния между ними.

Между двумя измерениями угла расхождение не должно превышать двух градусов. Направление линии задается начальником партии и фиксируется на местности с помощью постановки по теодолиту вех.Вехи располагают часто таким образом, чтобы было не менее трех вех в каждом створе.А на длинных и прямых участках было видно из каждой промежуточной точки в каждую сторону не меньше двух вех.

Если встречаются участки с препятствиями которые мешают провешиванию трассы,делается ее выноска. Для точной разбивки углов используют теодолит. Ширину рек и водных препятствий а также неприступные расстояния определяются путем вычисления по углам которые измеряются путем разбивания базиса перпендикулярно к трассе.

Для того чтобы закрепить временно трассу на период съемок забивают колья вместо снятых вех. Колья забиваются через одну -две  вехи и делаются высотой до двух метров. Затем забивают колышек в вершинах углов поворота толщиной до пяти сантиметров и длиной до 25 сантиметров.Над этим колышком центрируют инструмент. За группой которая прокладывает трассу следует другая группа пикетажистов,  состоящая из техника и нескольких рабочих.

Они промеряют длину трассы и разбивают на сто метровые участки  называемые пикетами.Также они выявляют промежуточные точки отметки которых должны быть определены при проведении нивелирования в связи с изменениями  рельефа. К числу промежуточных точек относят также урезы воды расположенных вблизи трассы болотах или водотоках.

Геодезические работы при строительстве дорог на изысканиях

Длину трассы измеряют стальными лентами при этом расхождение между основными и контрольными промерами не должно превышать значения 1/500. Точки плюсов и пикеты отмечают с помощью деревянных колышков которые забивают вровень с поверхностью земли. А рядом забивают еще один более высокий колышек на котором обозначают номер пикета и расстояние от него до плюса.

Расстояние округляют до целых метров. В тех местах где рельеф местности меняется пикетажист снимает поперечный профиль рельефа. Такие места которые меняют свой рельеф в поперечном профиле могут быть косогоры, места  находящиеся  вблизи существующих автомобильных дорог или железнодорожных путей, мосты и так далее.

В таких случаях а также когда необходимо проводить съемку местности по труднодоступных склонах целесообразно использовать наземную фототеодолитную съемку. Пикетажистом ведутся все записи и записываются в специальном журнале на миллиметровой бумаге. В журнале указывают пикеты и все точки промежуточные, углы поворота трассы, реперы со схематическим изображением, план расположения трассы и схема закрепления.

Также зарисовывают все необходимые элементы ситуации трассы в плане местности по 50 метров в каждую сторону от трассы. От оси трассы в пределах до 25 метров расстояние до расположения элементов измеряют рулеткой а дальше оценивают визуально. Особенно точно фиксируют в пикетажном журнале места расположения больших одиночных деревьев, мостов и путепроводов, границы камнепадов, болот, оползней и так далее.

Геодезические работы при строительстве дорог перед началом строительства

Между проведением инженерно -геологических исследований  и началом строительства проходит довольно много времени. Большое количество сторожек и колышек пропадают. Поэтому геодезисты стараются закрепить трассу надежно с помощью установки прочных столбов, потайных точек и потайных реперов. Столбы которые выставляются на прямых участках должны устанавливаться в местах где не проводятся сельскохозяйственные работы.

Такие места могут быть выгоны, места где располагаются кустарники,границы полей севооборотов. Вершины углов закрепляются потайными колышками  имеющие длину до 50 сантиметров и толщину до 10 сантиметров. Они забиваются вровень с поверхностью земли. Шляпка гвоздя которого забивают в точку  на колышке указывает на вершину угла. Колышек насыпают сверху землей или камнями в виде конуса.

Закрепительные столбы  устраивают за пределами возможных в будущем земляных работах, в местах разбивки углов трассы. Краской надписывают на угловом колышке или столбе название проектной организации, год изыскания и порядковый номер угла поворота. Привязку угла трассы к ближайшим постоянным предметам фиксируют также и в журнале, измеряют румб направления и расстояния.

В высотном отношении трассу закрепляют реперами, используя в качестве реперов предметы, которые не подвергаются вертикальным смещениям или сдвигам.Такими могут быть фундаменты сооружений, скальные выступы или металлические стержни заделанные в бетонном фундаменте. Временные реперы используют в процессе проведения работ по изысканиям и строительству.

Они устраиваются из деревянных и железобетонных столбов, располагаются через 1-3 километра в зависимости от степени сложности рельефа. Для того чтобы получить продольный профиль трассы и в последствии проводить расчет объемов земляных работ и определить отверстия искусственных сооружений, нивелируются все плюсы и пикеты,урезы воды, реперы и  русла тальвегов.

Такие работы ведут обычно два нивелировщика-специалиста. Первый проводит нивелировку  всех точек линии ,а также  привязку к реперам. Второй человек проводит геодезические работы в виде контрольного нивелирования при закрепление трассы.  Для этих целей   он может использовать различные  связующие точки, поперечники, реперы, живые сечения различных по мощности водных преград, ходы по руслам  пересекаемыми  тальвегами  и определения их поперечных  продольных уклонов.

 

РЕКОМЕНДУЕМ выполнить перепост статьи в соцсетях!

stroivagon.ru

Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых сооружений

Геодезические работы при строительстве дорог начинают с детальной разбивки её оси по материалам предыдущего трассирования. При этом восстанавливают утраченные пикеты, углы поворота и главные точки круговых кривых. Выполняют детальную разбивку кривых одним из известных способов. Кроме того, производят контрольное нивелирование по пикетажу и плюсовым точкам, разбивают, при необходимости, дополнительные поперечные профили. После выполнения указанных работ трассу окончательно закрепляют на местности знаками, располагаемыми вне зоны земляных работ, и сгущают сеть рабочих реперов из расчета : 1 репер на 4-5 пикетов трассы.

В зависимости от условий местности и положения проектной линии трассы выполняют разбивку земляного полотна дороги для различных случаев положения проектного и поперечного профилей трассы. Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин, откосов и кюветов, соблюдением проектных уклонов в продольном и поперечном направлениях. Поперечные уклоны необходимы для обеспечения отвода воды в том и другом направлениях от оси дороги либо в одном каком-либо направлении, а также для обеспечения необходимой устойчивости движущегося на закруглениях транспорта. Поперечные уклоны не должны отличаться от проектных не более, чем на 0,030.

Исполнительная геодезическая съёмка выполняется после возведения земляного полотна и после окончательного строительства дороги.

Для разбивки под строительство мостовых сооружений создают плановую разбивочную сеть в виде триангуляции, трилатерации, полигонометрии, а также линейно-угловых построений с погрешностью в определении координат пунктов не более 10 мм. Указанные сети уравнивают строгими способами. (О способах уравнивания геодезических построений будет подробно рассказано в последней главе учебника). Разбивочная сеть создается в частной или условной системе координат. Осью абсцисс является ось мостового сооружения.

В мостовых триангуляционных сетях углы измеряют с погрешностью не более 1"-2", с точностью 2-3 мм измеряют контрольные базисные стороны (не менее двух сторон). На рис. Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник представлена схема триангуляционной сети в виде сдвоенных геодезических четырёхугольников. Может быть использована схема и в виде одного геодезического четырёхугольника с измерением двух базисов на противоположных берегах, например, АВ и DE.

При построении трилатерационных сетей основной фигурой часто является сдвоенный геодезический четырёхугольник или сдвоенные центральные системы (рис. Трилатерация. Сдвоенная центральная система). Стороны в указанных построениях и их диагонали измеряют светодальномером высокой точности.

Линейно-угловые сети (рис. Линейно-угловые построения) на мостовых сооружениях позволяют обеспечить большую точность, чем триангуляционные или трилатерационные сети, поскольку в них отсутствуют направления вдоль берегов, что создает одинаковые условия для измерений горизонтальных углов (ослабляется влияние боковой рефракции атмосферы). Кроме того, в линейно-угловых сетях появляется большое число избыточных измерений, что обеспечивает надежный контроль в построениях. Вообще говоря, и при построениях сетей триангуляции и трилатерации, если имеется возможность измерения хотя бы части сторон или углов, то такие измерения целесообразно выполнять. Затраты на выполнение дополнительных измерений того стоят.

Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник

Трилатерация. Сдвоенная центральная система

Линейно-угловые построения

Система полигонометрических ходов

Полигонометрические сети строят в виде системы ходов в продольном по оси моста направлении (рис. Система полигонометрических ходов). Углы в такой сети измеряют с погрешностью 2"-3", а стороны – с погрешностью 5 мм. Полигонометрические сети чаще всего строят на суходольных реках в меженный период (примерно середина лета для средней полосы), когда береговые линии максимально приближаются друг к другу. В систему полигонометрического хода включают точки А и В оси моста. В результате образуется замкнутый полигонометрический ход, состоящий из разомкнутого основного хода А-1-2-3-4-5-В и контрольного В-6-7-8-9-А. В таком построении измеряют горизонтальные углы в узловых точках А и В между линиями полигонометрического хода и осью моста. Кроме того, рекомендуется измерить светодальномером и расстояние АВ и сравнить его с вычисленным по координатам точек А и В расстоянием.

Возможны и другие геодезические построения в виде сдвоенных центральных систем, а также сочетания линейно-угловых построений с полигонометрическими ходами. Вид построения зависит как от необходимой точности разбивочных работ, так и от условий работ.

При строительстве мостовых сооружений и виадуков через ущелья и коньоны, когда опоры на берегах устанавливают уступами, строят линейноугловые сети в вертикальной плоскости. При этом расстояния измеряют светодальномером, а вертикальные углы – теодолитом либо используют для этих целей электронный тахеометр. Здесь следует иметь в виду, что вертикальные углы измеряются с несколько меньшей точностью, чем горизонтальные, поэтому число измерений следует увеличивать до достижения необходимой точности.

Передача высот через водное препятствие

Высотная геодезическая сеть представляет собой систему реперов, высоты которых определяют с погрешностью 3-5 мм нивелированием III класса. Особенностями построения высотной сети является передача отметки через водное препятствие, что часто выполняют по схеме, представленной на рис. Передача высот через водное препятствие. Применяют точное геометрическое и тригонометрическое нивелирование. В зимнее время нивелирование выполняют по льду по заранее вмороженным пикетам. На двух станциях необходимо обеспечить строгую симметрию неравных плеч: L1 = L3; L2 = L4 .

Створ оси моста при разбивке задают теодолитом или лазерным визиром и выносят по нему центры опор с помощью компарированных рулеток или светодальномером. На больших суходольных реках центры опор выносят способами прямой или обратной угловой засечки с пунктов разбивочной сети. Прямую угловую засечку выполняют с трёх пунктов, причем одно из направлений обязательно должно совпадать с осью моста. При обратной угловой засечке решение задачи выполняют по четырём исходным пунктам сети. Центр мостовой опоры может быть смещён относительно оси не более, чем на 20 мм.

Детальная разбивка опоры осуществляется от её центра относительно оси опор и перпендикулярного к ней направления – оси опоры.

По окончании строительства опор, а затем – после монтажа пролетных строений, производят исполнительную съёмку.

centr-geodezii.ru

Геодезические работы и изыскания в строительстве автомобильных дорог. Инженерная геодезия для проектов дорог

Геодезические работы при строительстве автомобильных дорог: состав, требования и нормы. Как результаты изысканий влияют на качество дорожного полотна, чем грозит нарушение проектных меток.

Исследования в области инженерной геодезии и геологии, в процессе строительства автомобильных дорог, являются комплексные изыскания, направленные на получение детальной информации о местности, ее особенностях, рельефе, геологических характеристиках и условий планировки линейных объектов. К проектированию и дорожному строительству предъявляют высокие требования (износостойкость, надежность, способность выдерживать большие нагрузки), которые регулируются государственными нормативными актами. Один из основных документов – СП 243.1326000.2015.

Группа Компаний «Промтерра» выполняет полный цикл геодезических работ при проектировании, реконструкции и строительстве автомобильных дорог, стоянок, парковок, примыканий и пересечений. Исследования проводят на всех этапах, начиная от изучения первоначальной документации, топографической съемки, разбивки осей на местности и до оформления итоговых технических отчетов.

 

Геодезические работы при строительстве автодорог

Первоначальная задача при проектировании – определение максимально предполагаемой нагрузки на трассу, то есть какой вес она сможет выдерживать при движении легкового или грузового транспорта. Для этого важно правильно произвести все геодезические измерения и выбрать оптимальный участок местности для будущей автомобильной дороги, включая примыкания и пересечения.

На первом этапе проводят анализ имеющихся топографических планов и геоподосновы территории. После выполнения рекогносцировки на местности и трассирования инженеры-геодезисты делают разбивку осей, а также вертикальных и горизонтальных кривых для главных и второстепенных дорог.

Кроме указанных картографических и геодезических работ проводят следующие:

  • топографическая съемка участка с созданием новых топопланов;
  • измерения электронными тахеометрами линейных участков;
  • вынос в натуру высоты полотна и поворотов трассы;
  • разбивочные геодезические работы с расставлением пикетов и поперечников;
  • исполнительные съемки и нивелирование в процессе строительства;
  • разбивка земляного полотна и геодезический мониторинг проектных отметок.

Инженерные изыскания для проектирования и будущего строительства автодорог предполагают, кроме проведение геодезических работ для линейных объектов и топографической съемки участка, гидрометрические, экологические и геологические исследования. Важно правильно расчитать степень воздействия внешних осадков, которые разрушительно влияют на дорожное покрытие и его состояние. От результатов выполнения изысканий зависит выбор участка прохождения линейного объекта, строительных материалов (щебень, песок, асфальт) и финансово-экономическое обоснование целесообразности тех или иных мероприятий.

 

Результаты геодезических изысканий и рабочая документация

Детальность проведения изысканий в прикладной геодезии и разбивочных работ зависит от требований к точности результатов, которые оговорены в техническом задании. Кроме того, нормы показателей регламентируются сводами правил, ГОСТ и зависят от категории автомобильной дороги.

Объекты дорожной инфраструктуры для которых проводят геодезические изыскания:

  • автомагистрали и скоростные трассы;
  • главные и второстепенные дороги;
  • дороги местного и регионального назначения l-V категории;
  • стоянки и парковки легкового и грузового автотранспорта;
  • мосты, туннели, эстакады и другие линейные сооружения.

Вся рабочая документация, которая составляется в процессе работ по геодезии при проектировании и строительстве автомобильных дорог, формируется в соответствии с установленными стандартами. В состав входят топографические чертежи, спецификации на оборудование, планы дорог, перемещения земляных масс, схемы расположения на местности ТСОДД (средств организации дорожного движения).

На каждом этапе строительства автодорог необходимо проводить контроль проектных меток. Отклонения от значений может составлять не более 1 см при укладке слоев насыпи. Большие погрешности значений для дорожного полотна приведут к нарушению технологии строительства и искажению проектных расчетов. Такой факт приводит к дополнительным финансовым затратам и низкому качеству готовой работы.

Группа Компаний «Промтерра» предоставляет услуги геодезического сопровождения строительства автомобильных дорог на всех этапах, проводит транспортное моделирование дорожного движения, а также выполняет все необходимые инженерные изыскания для разработки разделов проектной документации. По окончанию работ готовый проект в полном объеме отправляется заказчику исследований для дальнейшего согласования и прохождения независимой экспертизы (оказываем содействие).

www.prom-terra.ru

Геодезия при строительстве железных дорог

ПРЕДМЕТ ГЕОДЕЗИИ. Определение дисциплины, ее задачи

Геодезия – это наука о методах определения формы и размеров Земли, об измерениях, выполняемых для получения карт (планов) местности.Действия, выполняемые для получения карт и планов, называются геодезическими съемками.

Геодезия – одна из древнейших наук. Древние греки делили геометрию на две части: практическую и теоретическую. И практическую геометрию называли геодезией, т.е. землеразделением. Практическая геометрия возникла значительно раньше теоретической.

Современная цифровая карта – это совокупность точек местности, координаты которых известны. Таким образом, можно сказать, что геодезия – это наука об измерениях, выполняемых для определения координат точек, т.е. это, в основном,прикладная математика.

Рассмотрим ключевые слова последнего абзаца.

Местность – это поверхность Земли, а также то, что находится над ней и под ней. А что собой представляет поверхность Земли с точки зрения геометрии?

Карта – это изображение местности на плоскости в определенном масштабе и картографической проекции. По каким математическим законам строится это изображение?

Координаты точек. Какие системы координат применяют в геодези-ческих работах? Как закрепляют на местности эти системы?

Измерения. Что измеряют при съемках, какими приборами и инстру-ментами, в каких единицах? По какой методике? Какие математические приемы используют при обработке измерений?

Эти вопросы составляют общий курс геодезии.

В курсе инженерной геодезииизучают способы измерений, выполняемых при изысканиях, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений.

В процессе изысканий собирают информацию о местности в районе будущего строительства и на ее основе проектируют сооружение.

В процессе строительства геодезическими методами обеспечивают возведение сооружения в точном соответствии с проектом.

В процессе эксплуатациис помощью геодезических измерений контролируют прочность и долговечность сооружения, определяют деформации отдельных элементов и всего сооружения в целом.

Геодезия при строительстве железных дорог

Железнодорожный путь в плане – это ряд прямых, сопряженных кривыми постоянного и переменного радиусов (рис. 1.1). Горизонтальные углы q между прямыми называются углами поворотатрассы. Прямые участки между смежными кривыми называются прямыми вставками. При строительстве железной дороги нужно уметь измерять горизонтальные углы и длины линий, строить кривые, т.е. выносить на местность ряд точек, лежащих на этих кривых.

 

Для уменьшения затрат дорогу вписывают в рельефместности. Изучение и изображение рельефа – одна из важнейших тем курса геодезии.

В п.3.7 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) сказано: "План и профиль главных и станционных путей, а также подъ­ездных путей, принадлежащих железной дороге, должны подвергаться пе­риодической инструментальной проверке. Организация работ по инстру­ментальной проверке плана и профиля путей ..., составлению масштаб­ных и схематических планов станций возлагается на службы пути желез­ных дорог". Из этого следует, что инженеры-путейцы должны быть соот­ветствующим образом подготовлены к выполнению таких работ.

1.3. Сводка формул математики, необходимых для изучения курса, основные термины

Рисунки, термины Формулы

Горизонтальная плоскость (план)

Вертикальная плоскость (профиль)

  v h d D – наклонная длина, d – горизонтальное проложение, h – превышение, v – угол наклона, i – уклон.  

 

d = D× сosn = ;

h = D×sinn = d× tgn ;

i = tgn = .

 

1.4. Метрология в геодезическом производстве,

общие принципы организации геодезических работ

Геодезия как наука об измерениях базируется на метрологии. Главная задача метрологии – обеспечение единства и достоверностиизмерений. Под единством понимают, что результаты измерений выражены в узаконенных единицах и известны погрешности этих измерений. Единство необходимо для того, чтобы можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в разное время, в разных организациях, разными средствами измерений.

 

Таблица 1.1

Единицы физических величин, применяемые в геодезии

Физическая Соотношение Название Обозначение
величина с единицами СИ   русское Международное
Длина Время Плоский угол   рад/1000 метр секунда радиан миллирад м с рад мил m s rad mil
Внесистемные единицы
Плоский угол (p/180)рад (p/180/60)рад (p/180/3600)рад (p/200)рад (p/200/1000)рад градус минута секунда град (гон) миллигон ° ¢ ² g mg ° ¢ ² gon mgon
1 миллигон = 3,24² 0,01 мил = 2″

Геодезия как одна из наук о Земле имеет свои специфические фундаментальные постоянные, отражающие ее направленность. Эти постоянные периодически уточняются. К ним относятся скорость света в вакууме, экваториальный радиус Земли, ее сжатие, угловая скорость вращения, ускорение силы тяжести на экваторе и некоторые другие:

скорость света в вакууме с = 299 792 458 м/с ;

– для российской геоцентрической системы координат ПЗ-90

экваториальный радиус Земли a = 6 378 136 м ;

сжатие Землиα= 1 : 298,25784 ,

– для всемирной геоцентрической системы WGS-84

экваториальный радиус Земли a = 6 378 137 м ;

сжатие Землиα= 1 : 298,25722 .

Выполнение геодезических измерений регламентировано обязательными нормативными документами – инструкциями, наставлениями, правилами (ГКИНП). Метрологическая направленность этих документов определяется установлением норм точности по различным видам работ, методикой выполнения отдельных операций, указанием системы допускового контроля как конечных результатов, так и промежуточных действий. Бесконтрольные измерения в геодезии не допускаются.

Инструкции регламентируют индивидуальную ежегодную метрологическую аттестацию всех геодезических приборов, допускаемых к измерениям, через систему поверок и исследований (например, на методы и средства поверки теодолитов в эксплуатации – ГКИНП-17-195-85).

При изучении геодезических приборов будем рассматривать их поверки и юстировку, при изучении измерений – методику их производства, обеспечивающую компенсацию погрешностей, допуски на промежуточные и окончательные результаты, геометрические схемы, при которых не будут возникать бесконтрольные измерения.

Общим принципом организации геодезических работ является принцип перехода от общего к частному, что соответствует принятым в метрологии канонам. Этот принцип – переход от фигур с длинными сторонами и высокой точностью измерений к фигурам с более короткими сторонами и измерениям меньшей точности – применяется, в первую очередь, при создании геодезической сети,которая является важнейшим носителем метрологической информации в геодезии.

С этой позиции важнейшим вопросом всего курса геодезии является вопрос создания и использования геодезических опорных сетей. В последние годы в этом вопросе произошли большие перемены: геодезическая сеть в виде системы спутников вынесена в космос. Однако метрологической сущности эти перемены не затронули.

Основные термины и определенияв геодезии стандартизованы.

Похожие статьи:

poznayka.org

Геодезические работы при строительстве железных дорог. | Инженерная геодезия. Часть 2.

16.1 Геодезические работы при строительстве железных дорог

Восстановление и закрепление трассы. Трасса железной дороги, вынесенная на местность и надежно закрепленная на ней типовыми знаками, является основой для разбивки всех сооружений в процессе строительства. Так как за время между изысканиями и началом строительства проходит значительное время, часть знаков оказывается утерянной или поврежденной. Поэтому непосредственно перед началом строительных работ проводят их восстановление и закрепление.

Восстанавливая трассу, отыскивают на местности вершины углов поворота. Измеряют углы поворота трассы и сравнивают их с проектными. Выполняют контрольные линейные измерения и восстанавливают все пикеты и плюсовые точки, главные точки кривых и оси сооружений. Выполняют детальную разбивку кривых через 10 или 20 м.

Восстановленные точки трассы закрепляют за пределами зоны предстоящих земляных работ. Пикеты и плюсовые точки закрепляют двумя створными кольями, а вершины углов – четырьмя. На прямых участках поперечные створы разбивают перпендикулярно к оси трассы, на кривых - по перпендикуляру к хорде или касательной. Расстояния между створными кольями и точками трассы измеряют с точностью до сантиметра и записывают на составляемую схему закрепления трассы.

Не реже чем через 2 км устраивают временные рабочие реперы, располагая их у каждого искусственного сооружения, на станционных площадках, а также у насыпей и выемок с рабочими отметками более 5 м. По всем пикетам и плюсовым точкам, постоянным и временным реперам прокладывают ход контрольного нивелирования.

Работы при сооружении земляного полотна. Расчистив полосу отвода от леса, пней, кустарника и растительного слоя, на пикетах и плюсовых точках, но не реже чем через 50 м на прямых участках и через 10 или 20 м на кривых выполняют разбивку земляного полотна. На местности закрепляют бровки основной площадки, границы насыпей, выемок, резервов и водоотводных сооружений и отмечают их кольями или другими знаками. Оси и бровки невысоких насыпей закрепляют вехами – высотниками, на верх которых геометрическим нивелированием передают их проектные высоты.

В процессе сооружения земляного полотна периодически проверяют положение оси пути, рабочие отметки, ширину полотна поверху, крутизну откосов, размеры кюветов и канав.

По завершении земляных работ восстанавливают ось трассы, закрепляя ее кольями через 20 м. Геометрическим нивелированием определяют их отметки и рассчитывают величины необходимых срезок и досыпок.

Для планировки откосов кольями фиксируют проектное положение бровки основной площадки подошвы земляного полотна. Затем выполняют контрольное нивелирование готового земляного полотна. На пикетах и плюсах производят съемку поперечников, определяя отметки оси, обеих бровок и дна кювета. Замеряют фактическую ширину основной площадки, проверяют уклоны сливной призмы и откосов.

Геодезические работы при укладке верхнего строения пути. Перед укладкой верхнего строения пути (балласта, шпал, рельсов) проверяют точность закрепления оси пути на земляном полотне. Ось должна быть закреплена через 100 м на прямых, через 20 м на кривых и в точках начала и конца кривых. При укладке верхнего строения ось пути приходится неоднократно восстанавливать, поэтому обычно разбивают параллельную (дублёрную) ось, для чего осевые колья выносят в сторону бровки на расстояние 2 м от оси и закрепляют их с помощью кольев-высотников, от которых впоследствии ведется монтаж верхнего строения пути.

Перед укладкой рельсовых звеньев на земляном полотне разбивают их проектное положение. В ходе укладки контролируют совпадение осей звеньев с осью земляного полотна.

После подъемки пути на балластный слой и установки рельсовой колеи в проектное положение выполняют исполнительную съёмку, в результате которой проверяется плавность пути в кривых и соответствие высотных отметок их проектным значениям. Плавность пути в кривых проверяют измерением стрел изгиба через 10 м при хорде длиной 20 м. Нивелирование выполняют по головке левого рельса на прямых участках пути и по головке рельса внутренней нити на кривых участках.

На станционных площадках после отсыпки земляного полотна для укладки верхнего строения пути создают разбивочную основу с закреплением ее точек. На небольших станциях (до 5 приёмоотправочных путей) разбивочной основой служит ось главного пути. На больших станциях создают разбивочную сеть в виде системы замкнутых и разомкнутых ходов.

До начала укладки верхнего строения пути рассчитывают разбивочные элементы для центров стрелочных переводов, съездов, осей станционных путей, платформ, переездов и т.п. На основе этих расчетов составляют разбивочный чертеж.

Разбивку точек на местности выполняют чаще всего способом прямоугольных координат и полярным способом. По завершении строительных работ производят съемку станции, по материалам которой составляют исполнительный план раздельного пункта и продольные профили путей.

injzashita.com

Инженерная геодезия в строительстве железных дорог. Геодезические работы и изыскания для железнодорожных путей

www.prom-terra.ru

Этапы выполнения геодезических работ для строительства железных дорог, особенности и требования. Нормативно-правовая база по регулированию дорожного строительного процесса в инженерной геодезии.

Строительство железных дорог проводят с обязательным геодезическим сопровождением, проведением топографической съемки . На местности, где будет пролегать трасса, проводят инженерные изыскания для подготовки предпроектной документации и проектирования дороги.

Специалисты Группы Компаний «Промтерра» детально изучают особенности района и выполняют исследования рельефа на месте прохождения линейных объектов. Инженеры-геодезисты определяют какие сложности могут возникнуть, выполняют ряд геодезических изысканий, контролируют процесс и заполняют отчетную документацию.

Инженерная геодезия для железнодорожного строительства

Топографо-геодезические работы для проведения строительства железных дорог строго регламентируются стандартами, нормативными актами, сводами правил для линейных объектов и техническими инструкциями.

Все инженерные мероприятия можно условно разделить на четыре основных этапа:

  1. Первый этап заключается в восстановлении трассы. Для этого специалисты выносят в натуру проектные значения и делают закрепление типовыми знаками. После этого важно сделать контрольно-измерительные геодезические работы, чтобы определить углы поворотов с параллельной простановкой пикетов. Если зафиксированы какие-либо превышения проектных значений, они должны быть устранены на этапе подготовки и до начала строительства. Восстановление трассы необходимо проводить, поскольку за время выполнения инженерных изысканий многие знаки оказываются или смещенными, или утерянными.
  2. На втором этапе предстоит проведение работ по сооружению земляного полотна железной дороги. В нужных местах полосы устраняют естественные и искусственные препятствия (большие камни, постройки, деревья, кусты). Основная задача состоит в установке плюсовых точек и пикетов в соответствии с нормативными расстояниями. При прямой полосе эти работы выполняют через каждые 50 метров, а на кривых – максимум каждые 20 метров. Это необходимое условие для разбивки земляного полотна. В процессе работ специалисты располагают на местности необходимые знаки, способствующие определению границ железнодорожной насыпи, выемок, специальных водоотводных сооружений. По вехам-высотникам на насыпях определяют проектные высоты с помощью нивелирования.
  3. Следующий этап строительства полотна железной дороги, при котором обязательно сопровождение прикладной геодезии, заключается в укладке рельс, шпал и балласта, то есть верхнего строения пути. При этом необходимо, чтобы оси путей были точно закреплены на земляном полотне. В процессе укладки элементов верхнего строения пути часто приходится восстанавливать оси. После этого укладывают рельсовые звенья, колею и выполняют исполнительную геодезическую съемку, цель которой состоит в контроле проектных отметок положения. С помощью нивелирования специалисты исследуют плавность кривых железнодорожного пути.
  4. Отсыпка земляного полотна и создание разбивочной основы на станциях – завершающий этап. По окончании геодезических работ составляют разбивочный чертеж. Итоговая исполнительная съемка станций дает окончательные сведения о железнодорожных путях и их высотных отметках. В заключение процесса сопровождения строительства инженерной геодезии составляют исполнительный план, в котором отображают продольные профили путей и раздельные пункты.

Нормативное регулирование геодезического сопровождения

Процесс геодезических работ в железнодорожном строительстве регулируется рядом документов, среди которых основной и действующий – СП 126.13330.2012. В нем описаны требования к техническим средствам и оборудованию, методология проведения работ по инженерной геодезии, нормативные показатели, необходимая точность измерения и указан ряд смежных ГОСТ, сводов правил и СНиП.

Группа Компаний «Промтерра» имеет большой опыт в геодезическом сопровождении строительства линейных объектов железных и автомобильных дорог, проведении исполнительной съемки стен и других несущих конструкций, поэтому качество услуг всегда подтверждено точными результатами и соответствием установленным стандартам.


Смотрите также