Вопросы произведению "Железная дорога". Хотя бы на пару вопросов, пожалуйста ;). Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги


Итоговый тест по литературе 6 класс

Итоговый тест по литературе 6 класс. (по учебнику Коровиной).

1 - вариант

  1. Фольклор – это:

  1. Устное народное творчество

  2. Художественная литература

  3. Жанр литературы

  4. Жанр устного народного творчества.

  1. Поговорка - это

1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2. вид художественного произведения

3. сказания, передающие представления древних народов о мире.

3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1. хорей

2. амфибрахий

3. ямб

  1. Заткнуть за пояс:

  1. Это пословица

  2. Это поговорка

  3. Это афоризм

  4. Это крылатое выражение

  1. Назовите имя русского баснописца:

  1. Ломоносов

  2. Жуковский

  3. Дмитриев

  4. Карамзин

  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

  1. От лица самого Тургенева

  2. От лица охотника

  3. От лица крестьян

  4. От лица помещиков.

  1. Главная идея «Записок охотника» Тургенева:

  1. Изображение жизни помещиков

  2. Изображение жизни крестьян

  3. Борьба против крепостного права

  1. -Изображение жизни России Х1Хвека

  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

  1. Автор, который повествует о событиях

  2. Крестьянские дети

  3. Взрослые крепостные крестьяне

  4. Помещики

  1. Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:

  1. 2

  2. 4

  3. 5

  4. 6

  1. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

  1. Некрасов

  2. Фет

  3. Тютчев

  4. Пушкин

  1. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-«Уроки французского»

2-«Кладовая солнца»

3-«Тринадцатый подвиг Геракла»

4-«Срезал»

12. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин б. «Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин в. «Бежин луг»

4. И.С.Тургенев г. «Срезал»

  1. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать

14. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Платов а) «Левша»

2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

3) Санька в) «Дубровский»

4) Троекуров г) «Алые паруса»

  1. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

( М.Ю. Лермонтов)

16. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

  1. Сатира – это:

  1. Высмеивание пороков общества

  2. Высмеивание порок людских характеров

  3. Реалистическое отображение действительности

  4. Фантастическое изображение действительности.

  1. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:

  1. Пришвин

  2. Платонов

  3. Распутин

  4. Астафьев

  1. Сколько подвигов совершил Геракл:

  1. 11

  2. 8

  3. 9

  4. 12

Итоговый тест по литературе 6 класс. (по учебнику Коровиной).

  1. - вариант

1. Пословица – это:

1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3. выражение насмешки.

2. Назовите основные роды литературы:

1.- эпос, повесть, драма

2- эпос, лирика, драма

3- роман, поэма, комедия

  1. Назовите жанры фольклора:

  1. Колядки

  2. Лирическая поэма

  3. Роман

  4. Афоризмы

  1. Назовите имя русского баснописца:

1- И.И.Дмитриев

2- В.А.Жуковский

3- А.А.Блок

4- В.М.Шукшин

  1. «Дубровский» Пушкина – это:

  1. Это повесть

  2. Это рассказ

  3. Это роман

  4. Это новелла

  1. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:

1.сказка, 3. сказ,

2. притча, 4. рассказ.

7. Композиция - это:

  1. Выразительное средство языка

  2. Это структурный элемент драмы

  3. Это последовательность событий в произведении

  4. Это построение художественного построения.

  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-А.С.Пушкин

2-А.А.Фет

3-Ф.И.Тютчев

4-М.Ю.Лермонтов

  1. Левша родом из:

  1. Москвы

  2. Санкт-Петербурга

  3. Вологды

  4. Тулы

  1. Левша в произведении Лескова символизирует:

  1. Русский народ

  2. Крепостное крестьянство

  3. Русскую интеллигенция

  4. Русское дворянство.

  1. Произведение Грина «Алые паруса» относится:

  1. К романтическим произведениям

  2. К реалистическим произведениям

  3. К фантастическим произведениям

  4. К приключенческим произведениям

  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

  1. Дубровский и Маша

  2. Сильвио и графиня Б..

  3. Грей и Ассоль

  4. Ромео и Джульетта

  1. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) П. Мериме а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»

14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

15. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

  1. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

  2. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

16. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна а) «Дубровский»

2) Грэй б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»

4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»

  1. Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках. По лицу были крупные, как монетки, веснушки:

  1. Митраша

  2. Настя

  3. Ассоль

  4. Маша Троекурова

  1. Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:

  1. Лидия Валентиновна

  2. Анастасия Прокопьевна

  3. Анастасия Ивановна

  4. Лидия Михайловна.

Критерии оценивания.

«5» - 17-19 б

«4» - 14-16 б

«3» - 10-13 б

«2» - меньше 10 б

Вариант – 1
  1. - 1

  2. - 1

  3. - 2

  4. - 2

  5. - 3

  6. - 2

  7. - 3

  8. - 2

  9. - 3

  10. - 1

  11. - 1

  12. - 1б, 2а, 3г, 4в

  13. - 1. Настя (Пришвин «Кладовая солнца»), 2. Лидия Михайловна (учительница фр.языка Распутин «Уроки фр.языка»), 3. Владимир Дубровский (Пушкин «Дубровский»)

  14. - 1а, 2г, 3б, 4в

  15. - олицетворение

  16. - 3

  17. - 1

  18. - 4

  19. - 4

Вариант – 2

  1. - 1

  2. - 2

  3. - 1

  4. - 1

  5. - 3

  6. - 3

  7. - 4

  8. - 1

  9. - 4

  10. - 1

  11. - 1

  12. - 3

  13. - 1г, 2б, 3в, 4а

  14. Эпитет

  15. - 2

  16. - 1а, 2в, 3б, 4г

  17. - 2

  18. - 4

infourok.ru

Некрасов, "Железная дорога": анализ. "Железная дорога" Некрасова: тема, идея стихотворения

В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства первой железной дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Все работы, которыми руководил главный управляющий путями П. А. Клейнмихель, завершились в рекордно короткие сроки. Уже в 1852 году дорога была запущена.

Русский поэт, Некрасов Николай Алексеевич, посвятил этому событию одно из наиболее значимых стихотворений гражданской направленности. Вот только внимание его в большей мере привлекают не столько блага, которые давала дорога, позволившая сократить время пути с одной недели до суток, сколько то, какой ценой она досталась России.

Из истории создания произведения

Стихотворение "Железная дорога" Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II.

Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым.

Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.

Композиция стихотворения

Произведение состоит из 4 глав, объединенных образами повествователя (лирического героя), генерала и его сына Ванюши, оказавшихся вместе в вагоне поезда Москва -Петербург. Роль экспозиции играет эпиграф, оформленный в виде диалога отца и сына. Именно ответ генерала на вопрос сына о том, кто построил эту железную дорогу, заставил повествователя вмешаться в их разговор. Возникший в результате спор и был положен в основу стихотворения (ниже приводится план) «Железная дорога».

Некрасов адресует свое произведение таким же детям, как Ваня. По мысли поэта, они непременно должны знать пусть и горькую, но все же правдивую историю своей страны, так как за ними будущее России.

Глава 1. Осенний пейзаж

Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: "Тогда где же оно есть?"

Глава 2. Строители железной дороги

Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь – заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь – Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.

«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, - эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» - риторическое восклицание-вопрос в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов - строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, скрежетом зубов, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» - работать - и обращает внимание мальчика повествователь.

Описание белоруса

Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».

В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова - глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах – признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других – могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.

Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.

Глава 3. Роль народа в истории

Паровозный свисток, подобно крику петуха, развеял казавшиеся такими реальными видения (вспоминаются черты баллады, которые удачно использует в стихотворении «Железная дорога» Некрасов). Идея повествователя о великом подвиге, совершенном народом, и рассказ Вани об удивительном сне вызывают у генерала лишь хохот. Для него простые мужики не больше чем пьяницы, варвары и разрушители. В его представлении восхищения достойны только истинные создатели прекрасного, а это непременно должны быть талантливые одухотворенные люди. Эстет в душе, недавно видевший лучшие творения искусства в Риме и в Вене, генерал презирает необразованного мужика, ни на что, по его мнению, не способного. В том числе и на строительство железной дороги. В этом споре героев отразилось актуальное в середине века противостояние материалистов и эстетов о том, что полезнее: практичность (т. е. глиняный горшок) или красота - статуя Аполлона (А. Пушкин, «Поэт и толпа»).

Отец считает, что подобные истории изначально вредны для сердца ребенка, и просит показать «светлую сторону» строительства. Стихотворение «Железная дорога» Некрасова завершается рассказом о том, какую награду получил народ за свою работу.

Глава 4.«Светлая сторона» строительства

И вот рельсы уложены, мертвые похоронены, больные – в землянках лежат. Пришло время получать награду за труды. Все подсчитали десятники за время работы: «брал ли на баню, лежал ли больной». В результате каждый приказчику еще и должен остался. На этом фоне иронично звучат слова лабазника, выкатившего бочку вина: «… недоимку дарю!» Невеселые мысли навевает последняя глава и ее анализ. «Железная дорога» Некрасова – это произведение не только о трудовом подвиге русского народа, но и о его холопской сути, которой ничем не сломать. Замученный, нищий, привыкший к покорности мужик ликовал и «купчину с криком "ура!"» по дороге помчал…

Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»

Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.

Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.

Отношение современников к стихотворению

Новое произведение Н. Некрасова вызвало широкий общественный отклик. Не случайно, один из цензоров назвал его «страшной клеветой, которую нельзя читать без содрогания». А журнал «Современник», первым опубликовавший текст, получил предупреждение о закрытии.

Г. Плеханов вспоминал о знакомстве со стихотворением в выпускном классе военной гимназии. По его свидетельству, первым желанием его и товарищей было одно: взять ружье и пойти «сражаться за русский народ».

fb.ru

Вопросы произведению "Железная дорога". Хотя бы на пару вопросов, пожалуйста ;) 

  Стихотворение «Железная дорога» (иногда исследователи называют произведение поэмой) было написано Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу произведения легли исторические факты. Речь в нем идет о строительстве в 1846–1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Этой работой руководил управляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П.А. Клейнмихель. Люди работали в тяжелейших условиях: тысячи умирали от голода и болезней, у них не было необходимой одежды, за малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Работая над произведением, Некрасов изучал очерково-публицистические материалы: статью Н.А. Добролюбова «Опыт отучения людей от пищи» (1860) и статью В.А. Слепцова «Владимирка и Клязьма» (1861). Впервые стихотворение было опубликовано в 1865 году в журнале «Современник». Оно имело подзаголовок: «Посвящается детям». Публикация эта вызвала недовольство официальных кругов, после чего последовало второе предостережение о закрытии журналу «Современник». Цензор нашел в этом стихотворении «страшную клевету, которую нельзя читать без содрогания». Направление журнала цензура определяла так: «Оппозиция правительству, крайность политических и нравственных мнений, демократические стремления, наконец, религиозные отрицания и материализм»[137 - Зарчанинов А.А., Райхин Д.Я. Русская литература. Учебник для средней школы. М., 1964., с. 15–19.].     Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Жанрово-композиционная структура его сложна. Построено оно в форме разговора пассажиров, условным попутчиком которых является сам автор. Основная тема – раздумья о тяжелой, трагической судьбе русского народа. Некоторые исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады.          «Железная дорога» открывается эпиграфом – разговором Вани с отцом о том, кто строил железную дорогу, по которой они едут. На вопрос мальчика генерал отвечает: «Граф Клейнмихель». Затем в действие вступает автор, который вначале выступает как пассажир-наблюдатель. И в первой части мы видим картины России, прекрасный осенний пейзаж:     Эти зарисовки выполняют в сюжете произведения функцию экспозиции. Лирический герой Некрасова восхищается красотой скромной русской природы, где все так хорошо: и «морозные ночи», и «ясные, тихие дни», и «моховые болота», и «пни». И как будто мимоходом он замечает: «Нет безобразья в природе!». Тем самым подготавливаются антитезы, на основе которых построено все стихотворение. Так, прекрасной природе, где все разумно и гармонично, противопоставляет автор те безобразия, которые творятся в человеческом обществе.          И это противопоставление мы имеем уже во второй части, в речи лирического героя, обращенной к Ване:              Оппонируя генералу, он открывает мальчику правду о строительстве железной дороги. Здесь мы видим завязку и развитие действия. Лирический герой говорит о том, что многие рабочие были обречены на смерть на этом строительстве. Далее мы видим фантастическую картину  Далее картина еще более конкретизируется и нагнетаются мрачные, ужасающие впечатления: мы видим детализированный портрет одного из персонажей: Здесь же лирический герой обозначает свою позицию. В призыве, обращенном к Ване, он раскрывает свое отношение к народу. Огромное уважение к труженикам, «братьям», к их подвигу звучит в следующих строках:      И заканчивается вторая часть на оптимистической ноте: лирический герой верит в силу русского народа, в его особенную судьбу, в светлое будущее:Эти строчки являются кульминационными в развитии лирического сюжета. Образ дороги здесь приобретает метафорический смысл: это особый путь русского народа, особый путь России.          Третья часть стихотворения противопоставлена второй. Здесь отец Вани, генерал, высказывает свои взгляды. По его мнению, русский народ – «варвары», «дикое скопище пьяниц». В отличие от лирического героя, он настроен скептически. Антитеза присутствует и в содержании самой третьей части. Здесь мы встречаем реминисценцию из Пушкина: «Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?». Генерал здесь перефразирует пушкинские строки из стихотворения «Поэт и толпа»:Четвертая часть представляет собой бытовую зарисовку. Это своеобразная развязка в развитии темы. С горькой иронией, сатирически лирический герой рисует здесь картину окончания трудов. Рабочие ничего не получают, потому что каждый «подрядчику должен остался». И когда тот прощает им недоимку, то это вызывает бурное ликование в народе:

     

znanija.com

ДОРОГАRU

Неустанно и ритмично, круглый год и круглые сутки, каждый час и каждую секунду рядом с нами в общем потоке многообразной жизни, работает для нас наш железнодорожный транспорт – важнейшее звено производства и необходимое условие самой жизни, экономя время, силы и средства на перемещение грузов и нас самих. Железная дорога для нас как воздух. Ею пользуемся и даже не замечаем, как много она для нас значит.

Великий немецкий поэт Генрих Гейне, определяя характерные особенности того огромного переворота, который вызвало появление железных дорог, писал в середине XIX века: «Железные дороги являются таким же важным открытием, как изобретение пороха, открытие Америки, изобретение книгопечатания: в мировой   истории   начинается   новая глава».

С.Ф. Дмитриенко

Во время путешествий по железной дороге человек по-другому воспринимает время, пространство и, конечно, отношения между людьми, ощущает особую поэзию скорости и технической мощи.

Задумываясь о будущем России, Александр Сергеевич Пушкин в 1827 году в 7 главе «Евгения Онегина» писал:

Дороги, верно.

У нас изменятся безмерно.

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой

Раздвинем горы,

Под водой

Пророем дерзостные своды.

Тогда же в письмах Пушкина впервые появляются упоминания о железных, или, как тогда говорили в России, чугунных дорогах. И это неудивительно – в числе его многочисленных знакомых были инженеры путей сообщения.

Живейший интерес Пушкин проявил не только к технической и экономической сторонам проекта железных дорог, но и к условиям труда при будущей эксплуатации. «Некоторые возражения противу проекта неоспоримы, - писал он. – Например, о заносе снега. Для сего должна быть выдумана новая машина. О выселке народа или найме работников для сметания снега нечего и думать: это нелепость…»

Пушкин первым в истории железных дорог высказал мысль о необходимости изобретения механического снегоочистителя и сделал это раньше всех специалистов. «Путешествие нужно мне нравственно и физически».- признавался Александр Сергеевич одному из своих задушевных друзей. Пушкин исколесил тысячи вёрст по дорогам необъятной Российской империи.

Вдоволь натерпелся он от «милостей» станционных смотрителей, сполна познал все «прелести» родного бездорожья; ухабы, рытвины, распутицу… Отправленный в ссылку в отдаленную Псковскую губернию и обречённый какое-то время безвылазно там находиться, 27-летний поэт с горечью писал: «Мы живём в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы… то моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство» Так и не довелось Александру Сергеевичу Пушкину побывать в Англии, увидеть чудо-паровоз, хотя — бы раз проехаться по «чугунке».

А вот жена его Наталья Николаевна, и дети уже вовсю пользовались благами цивилизации. Писатель Иван Тимофеевич Калашников так передал свои впечатления о поездке: «Часто езжу в Царское Село, где учится мой сын в лицее, по железной дороге. Удивительные 12 экипажей, из которых каждый соединён из трёх карет — больших, восьмиместных. Таким образом в каждом экипаже сидит 24 человека, а во всем- 288 человек. Вся эта страшная масса — этот сухопутный корабль летит до Царского Села едва полчаса. Вы едва успеваете сесть — уже на месте!»

Поэт Вяземский Петр Андреевич тогда писал:

Когда, как будто вихрь попутный

Приспособляя крылья нам,

Уносит нас вагон уютный

По русским дебрям и степям-

Благословляю я чугунку!

В литературе того времени произошла забавная путаница: сухопутные локомотивы- тягачи именовались…пароходами. «Теперь по всей Европе чугунные дороги, и пароходы ходят чрезвычайно скоро»,- читаем мы в одной из повестей Николая Васильевича Гоголя.

Эксплуатация первой железной дороги полностью оправдала себя, поэтому в дальнейшем было принято решение о постройке стальной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой. Спустя месяц после того, как Николай I подписал указ о постройке этой железной дороги, была опубликована ода С. Шевырдяева, в которой автор превозносил грандиозность предстоящего строительства:

Лягте, горы! Встаньте бездны!

Покоряйся нам, земля!

И катися, путь железный,

От Невы и до Кремля.

Для удобства строительных работ дорогу поделили на две дирекции: Северную – от Петербурга до Бологое и Южную – от Бологое до Москвы. Дирекции делились на 6 участков, а участки – на дистанции. Руководили дистанциями братья Валерьян Александрович и Ипполит Александрович Панаевы — двоюродные братья писателя Ивана Ивановича Панаева. Все они дружили с Николаем Алексеевичем Некрасовым, приглашали его на строительство. Насмотревшись на ход которого Некрасов и написал своё знаменитое стихотворение «Железная дорога». Открыто и прямо поэт рассказал об огромных трудностях при строительстве:

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты,

А по бокам-то все косточки русские…

Постройкой будущего Московского вокзала усиленно интересовался Виссарион Белинский. Измученный чахоткой, он находил силы ежедневно ходить на конец Невского и наблюдать достраивающееся здание. «Я часто захожу Взглянуть, как идёт постройка,- рассказывал он Фёдору Михайловичу Достоевскому — Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу. Наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога. Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне иногда сердце».

На железной дороге начинается действие гениального романа Фёдора Михайловича «Идиот». Именно там происходит знакомство главных персонажей романа князя Мышкина и купеческого сына Рогожина. В последующих главах романа описывается Царскосельская железная дорога по которой едет в Павловск князь Мышкин и вокзал в Павловске.

После открытия первой в России железной дороги у станции Павловск был устроен «вок-сал» или «вокзал» — место для прогулок отдыхающих дачников с концертной эстрадой.  Высказывалось предположение, что термин произошёл от сокращения слов «вокзальный зал». Этот «вокзал» был расположен рядом со зданием железнодорожной станции, и в дальнейшем по всей России, пассажирские помещения на железных дорогах, а потом на всех видах транспорта стали именоваться вокзалами.

Железная дорога для многих была в диковинку, а путешествие по ней, особенно предпринятое впервые, становилось событием. Татьяна Андреевна Кузминская, свояченица Льва Николаевича Толстого (младшая сестра его жены Софьи Андреевны и прототип Наташи Ростовой), отправившись из Москвы в Петербург вспоминала: «Я еду по железной дороге в первый раз. Меня всё интересует: и скорость езды, и свистки, и остановки с буфетами, и арфистка на станции Бологое, длинная белёсая, с длинным неподвижным лицом и прелестным пуделем, сидящим на задних лапах возле неё. Она безучастно наигрывает на арфе какой-то бесконечный вальс».

Литераторы первыми почувствовали, что железная дорога принесёт человеку новые представления о жизни, новое восприятие безмерных российских расстояний и событий. Всеволод Михайлович Гаршин, Иван Алексеевич Бунин, Афанасий Афанасьевич Фет, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Валерий Яковлевич Брюсов, Александр Александрович Блок, Михаил Афанасьевич Булгаков, Александр Иванович Куприн и многие другие. Отсюда гарино-михайловский взгляд на мир, чеховские встречи в поездах, пересечение жизненных и стальных путей и судеб у Платонова, романтика серебряных рельс у Чивилихина.

В вагоне Николаевской железной дороги происходит знакомство, двух главных героев романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» — самой Анны и Алексея Вронского.

Антон Павлович Чехов любил путешествия, и тема железной дороги возникает во многих его произведениях. Это и «Начальник станции», «В вагоне», «Пассажир первого класса», «Злоумышленник», «Жалобная книга».

В далёком 1920-м году Сергей Есенин сравнил в поэме «Сорокоуст» «красногривого жеребёнка» и «на лапах чугунный поезд»

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда же он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Точный и необыкновенно поэтичный Самуил Маршак подметил о железных дорогах важнейшее её притягательное свойство, она очень живая и многокрасочная. Он передал главное — разнообразие звуков и цветов железной дороги.

Нам открывается страна

С вокзального порога.

Отворишь дверь –

И вот она, железная дорога!

Дают свистки кондуктора

Поют рожки на стрелках

И ударяют буфера

Тарелками в тарелки.

Зеленый, красный свет горит,  

И каждый миг сигналом

Вокзал с дорогой говорит,

А поезда с вокзалом.    

И как не вспомнить о Михаиле Юрьевиче Лермонтове — одном из первых пассажиров Российских железных дорог. Когда открылась первая железная дорога, там стоял гусарский полк, и Лермонтов в нём служил. Бабушка взяла с него слово, что он не будет ездить в Питер «железкой», давала кучеров и лошадей. Однако внук предпочитал паровоз. И, в конце концов, увлёк путешествиями на поезде и её.

Символично, что сейчас памятник Лермонтову стоит на Красных воротах – в двух шагах от здания ОАО «РЖД». Локомотив русской поэзии обогнал эпоху: уже тогда знал — герой нашего времени поедет на поезде.

Железная дорога, будучи органично вписана в земной ландшафт, сама по себе является сферой красоты, а следовательно и культуры.

Недаром русский композитор Георгий Васильевич Свиридов сказал:

«Великое пространство России немыслимо без железных дорог».

dorogaru.info

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Некрасов – поэт, чьи произведения проникнуты неподдельной любовью к народу. Его и называли «русский народный» поэт, народный не только в силу популярности своего имени, но и по самому существу поэзии, по содержанию и языку.

Временем наивысшего развития литературного дара Некрасова считается период, продлившийся с 1856 по 1866 годы. В эти годы он нашел свое призвание, Некрасов стал автором, который явил миру поразительный образец спаян­ности поэзии с жизнью.

Лирики Некрасова первой половины 1860-х гг. коснулась та непростая атмосфера, которая господствовала в обществе: освободительное движение набирало обороты, крестьянские волнения то нарастали, то затухали. Правительство не было лояльным: аресты революционеров участились. В 1864 году стал известен приговор по делу Чернышевского: он осужден на каторжные работы с последующей ссылкой в Сибирь. Все эти тревожные, смятенные события не могли не сказаться на творчестве поэта. В 1864 году Некрасов пишет одно из выдающихся своих произведений – стихотворение (иногда его называют поэмой) «Железная дорога».

Русская дорога… Какой поэт не писал о ней! Дорог на Руси много, так как большая она, матушка Русь. Дорога… в это слово можно вложить особый, двойной смысл. Это и колея, по которой перемещаются люди, а ведь это и жизнь, она — та же дорога, со своими остановками, отступлениями, поражениями и движением вперёд.

Москва и Петербург – два города, два символа России. Железная дорога между этими городами, безусловно, была нужна. Без дороги нет развития, нет движения вперёд. Но какой ценой она далась, эта дорога! Ценой человеческих жизней, искалеченных судеб.

При создании стихотворения Некрасов опирался на документальные материалы о строительстве Николаевской железной дороги, опубликованные в газетах и журналах того времени. В этих публикациях часто упоминалось тяжелое положение людей, занятых на строительстве. В основу произведения положен полемический диалог генерала, считающего, что дорогу строил граф Клейнмихель, и автора, убедительно доказывающего, что истинным создателем этой дороги является народ.

Действие поэмы «Железная дорога» происходит в вагоне поезда, следующего по Николаевской железной дороге. За окном мелькают осенние пейзажи, красочно описанные автором в первой части поэмы. Поэт невольно становится свидетелем разговора важного пассажира в генеральском пальто со своим сыном Ваней. На вопрос сына о том, кто строил эту железную дорогу, генерал отвечает, что строил ее граф Клейнмихель. Этот диалог вынесен в эпиграф поэмы, которая явилась своеобразным «возражением» на слова генерала.

Автор рассказывает мальчику о том, кто на самом деле строил железную дорогу. Со всей России были собраны простые люди для возведения насыпи под железную дорогу. Труд их был тяжел. Строители жили в землянках, боролись с голодом и болезнями. Многие умирали, не выдержав невзгод. Их хоронили тут же, возле железнодорожной насыпи.

Эмоциональный рассказ поэта словно возрождает к жизни людей, отдавших свои жизни на строительство дороги. Впечатлительному Ване кажется, что мертвецы бегут вдоль дороги, заглядывают в окна вагонов и поют жалобную песню о своей нелегкой доле. Они рассказывают, как мерзли под дождем, изнывали под зноем, как их обманывали десятники и как они терпеливо сносили все тяготы работы на этой стройке.

Продолжая свой мрачный рассказ, поэт призывает Ваню не стыдиться этих ужасно выглядящих людей и не заслоняться от них перчаткой. Он советует мальчику перенять у русского народа благородную привычку к труду, научиться уважать русского мужика и весь русский народ, который вынес не только строительство Николаевской дороги, но и многое другое. Автор выражает надежду, что когда-нибудь русский народ проложит себе ясную дорогу в «прекрасную пору»:

«Вынесет всё – и широкую, яснуюГрудью дорогу проложит себе».

Эти строчки можно отнести к пиковым в развитии лирического сюжета поэмы.

Впечатлённый этим рассказом, Ваня говорит отцу, что будто воочию увидел настоящих строителей дороги, простых русских мужиков. На эти слова генерал засмеялся и выразил сомнение в том, что простой народ способен к созидательному труду. По мнению генерала, простые люди — варвары и пьяницы, способные только разрушать. Далее генерал предлагает попутчику показать его сыну светлую сторону строительства железной дороги. Автор охотно соглашается и описывает то, как рассчитывали мужиков, закончивших строительство насыпи. Оказалось, что каждый из них еще и должен остался своим нанимателям. И когда подрядчик сообщает людям, что недоимку им прощают, да еще и выдают строителям бочку вина, обрадованные мужики выпрягают лошадей из повозки купца и везут его сами с восторженными криками. В конце стихотворения поэт с иронией спрашивает генерала, можно ли показать картину отраднее этой?

Не смотря на мрачные описания, заполняющие произведение, стихотворение можно отнести к оптимистическим творениям Некрасова. Через строки этого великого произведения поэт призывает молодежь своего времени верить в русский народ, в его светлое будущее, в победу добра и справедливости. Некрасов утверждает, что русский народ вынесет не только одну дорогу, он вынесет всё – он наделен особой силой.

Главная мысль стихотворения Некрасова «Железная дорога» — доказать читателю, что истинным создателем железной дороги является русский народ, а не граф Клейнмихель.

Главная тема произведения – размышления о суровой, драматичной судьбе русского народа.

Новизна произведения в том, что это первое по времени стихотворение-поэма, посвященная созидательному народному труду.

Специфика произведения «Железная дорога» следующая: в существенной своей части стихотворение представляет собой те или иные формы явной и тайной полемики.

Проводя анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога», следует отметить, что оно отличается разнообразием составляющих частей. Есть в поэме и красочное описание осенней природы, есть и диалог вагонных попутчиков, который плавно перетекает в мистическое описание толпы мертвецов, следующих за поездом. Погибшие на строительстве дороги люди поют свою печальную песню о тех невзгодах, что им довелось пережить. Но при этом они горды результатами своего труда. Паровозный гудок разрушает жуткий мираж, и мертвецы исчезают. Но спор между автором и генералом еще не окончен. Все это разнообразие в содержании Некрасов сумел выдержать в едином песенном стиле.

Напевность, музыкальность произведения подчеркивает и выбранный автором размер стиха – четырехстопный дактиль. Строфы стихотворения представляют собой классические четверостишия (катрены), в которых использована перекрестная схема рифмовки строк (первая строка четверостишия рифмуется с третьей строкой, а вторая – с четвертой).

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов применил разнообразные средства художественной выразительности. Есть в нем многочисленные эпитеты: «неокрепший лед», «морозные ночи», «добрый папаша», «узкие насыпи», «спина горбатая». Использует автор и сравнения: «лед…, как тающий сахар», «листья… лежат, как ковер», «лабазник… красный, как медь». Применены и метафоры: «здоровый, ядреный воздух», «стекла морозные», «ямою грудь», «ясная дорога». В последних строках произведения автор использует иронию, задавая генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..» В поэтической работе есть и стилистические фигуры, например, обращения: «Добрый папаша!», «Братья!» и восклицания: «Чу! восклицанья послышались грозные!»

Стихотворение «Железная дорога» — из когорты произведений, относящихся к гражданской лирике. Это произведение — высшее достижение некрасовской поэтической техники. Оно сильно своей новизной, лаконизмом. В нем интересно решены композиционные задачи, оно отличается особым совершенством поэтической формы.

Стихотворение «Железная дорога» мне понравилось своей характерностью. Некрасов всегда верил в лучшее; его стихи обращены к народу. Некрасов никогда не забывал о том, что цель поэтического творчества — напомнить человеку об его высоком призвании.

detskiychas.ru

Домашняя работа по литературе за 6 класс к учебнику «Литература. 6 класс к учебнику «Литература. 6 класс. М.: Просвещение, 2011

Домашняя работа по литературе за 6 класс

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Николай Алексеевич Некрасов

Вопрос (к стр. 217)

1.    На творчество поэта повлияли жизненные впечатления и события детства и юности: жизнь в имении отца, волжские просторы, тяжёлая атмосфера в семье, любовь к чтению, жизнь в тяжёлой нужде в Петербурге.

2.    Поэма «Мороз — Красный нос», стихотворения «На Волге», «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Мужичок с ноготок».

Железная дорога

Вопросы и задания (к стр. 224-225)

1.    В то время (1870-е годы) модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал одевает своего сына в простонародную одежду, в кучерский армячок. Этим он отдаёт дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр, а не народ.

2.    Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, чувствует себя очень уставшим, он не высыпается, живёт без свежести природы, тоскует по «родимой Руси». Простонародное слово «ядрёный» говорит нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и смело употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике.

Картина природы, нарисованная в первой части стихотворения, противопоставляется дисгармонии общественных отношений.

Картина природы противопоставлена разговору автора с соседями по вагону. Некрасов использует приём антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между согласием в природе и противоречием в мире людей.

3.    Некрасов называет голод царём, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжёлую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны заработать деньги, вырастить хлеб, заниматься торговлей;

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей.

Также Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает большое количество людей, виноват глава государства, то есть царь.

4.    Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу — бесплодным дебрям и гробу, то есть смерти. С помощью антитезы выражена мысль о том, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри.

5.    Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают, что бог всё равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.

Из их песни мы узнаём о тяжёлых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на этом строительстве для того, чтобы другие могли ездить на поездах, то есть «плоды пожинать». Песня вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства.

6.    Поэт пишет о том, что одни из лучших и самых важных качеств народа — это благородная привычка к труду, народное терпение и выносливость. Знание этих качеств позволяет Некрасову верить в лучшее будущее. Он говорит о будущем с надеждой и сожалением оттого, что ему, видимо, не придётся «жить в эту пору прекрасную».

7.    Генерал думает, что народ не способен создать ничего ценного и прекрасного. Он говорит:

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!

Генерал определяет народ такими словами:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Авторское отношение к изображаемому противоположное. Герой стихотворения хочет донести до мальчика Вани, что именно простой народ создаёт богатства, которыми гордится страна.

8.    Стихотворение посвящается детям, потому что именно дети имеют возможность, когда вырастут, исправить что-то неверное и несправедливое в мире.

9.    Несмотря на то что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться её в будущем исправить.

Литература и живопись

(к стр. 225)

Картина художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» близка стихотворению Некрасова тем, что она показывает тяжёлый физический труд русских мужиков. Но в стихотворении есть надежда на лучшее будущее, а, глядя на картину, зритель такой надежды не ощущает.

Дедушка

Вопросы и задания (к стр. 242)

1.    Устно.

2.    Поэма «Дедушка» посвящена рассказу о том, как из Сибири домой вернулся дедушка-декабрист. Главный герой — этот самый дедушка. В 1825 году он выступил вместе с восстанием декабристов и был сослан в Сибирь. Там он жил в поселении своих соратников, вместе они работали на тяжёлых работах. В 1856 году новый царь Александр II издал указ об амнистии декабристов — и дедушка вернулся домой, где встретился с внуком. Прототипом главному герою послужил С. Г. Волконский, престарелый декабрист, вернувшийся из Сибири в Москву.

3.    Родители не хотели рассказывать Саше о дедушке, потому что, во-первых, он был маленький и не мог понять всех политических перипетий этой истории, а во-вторых, в то время было не принято распространяться о том, что кто- то из родственников -— декабрист (вдруг это как-нибудь навредило семье).

4.    Дедушка вошёл в дом со словами:

«Днесь я со всем примирился,

Что потерпел на веку!»

Это значило, что дедушка примирился с тем, что был наказан правильно, с тем режимом, что искалечил его жизнь... Но на самом деле это было не так, об этом нам говорят дальнейшие речи дедушки, а эти строки Некрасов написал, чтобы замаскировать радикальную по сути вещь от цензуры.

Дедушка очень стар, сед, но ещё бодр и красив, зубы целы, осанка тверда, смотрит смиренно. Некрасов обращает внимание на седину деда, чтобы показать, как долго он пробыл в Сибири, как тяжело ему там жилось, как он страдал.

До слёз дедушка рад видеть родную природу, так как в Сибири она совсем другая, чужая, холодная, жестокая.

Мечтает дедушка о том, что крестьянскому народу дадут свободу, и все они, крестьяне, дворяне, заживут в согласии, и все всем будут довольны.

5.    «Скоро вам будет не трудно, будете вольный народ!» Эти строки говорят о том, что дедушка верит в скорые либеральные реформы Александра И, в то, что он наконец-то освободит народ от крепостного права.

6.    Уверенность в том, что «Воля и труд человека дивные дивы творят», подтверждает рассказ дедушки о том,

как силами небольшого количества людей в Сибири было выстроено целое поселение, пригодное для жизни, и выращен хлеб на, казалось бы, бесплодной северной земле:

Горсточку русских сослали

В страшную глушь, за раскол,

Волю да землю им дали;

Год незаметно прошёл

Едут туда комиссары,

Глядь— уж деревня стоит,

Риги, сараи, амбары!

В кузнице молот стучит,

Мельницу выстроят скоро.

Уж запаслись мужики

Зверем из тёмного бора,

Рыбой из вольной реки.

Вновь через год побывали,

Новое чудо нашли:

Жители хлеб собирали

С прежде бесплодной земли.

Дома одни лишь ребята

Да здоровенные псы;

Гуси кричат, поросята

Тычут в корыто носы...

Так постепенно в полвека

Вырос огромный посад

Воля и труд человека

Дивные дивы творят!

7.    Дедушка называет помещиков, чиновников, подьячих стяжателями (корыстолюбивыми людьми). Они ломали крепостным людям судьбы (расстраивали свадьбы, отдавали юношей в рекруты), грабили, били...

Но были в России и хорошие люди, которым было не всё равно, кто переживал за судьбу народа, страны:

Видел — имеющий очи

И за отчизну болел.

Именно такие люди оказались в 1825 году на Сенатской площади в числе декабристов.

Для борьбы и победы над стяжательством, мраком нужна дружная сила, единодушье и разум.

Настоящее горе в том, что страна отстала, разорена, а народ глух к любым попыткам её возродить, развить, так как он угнетён и без этого.

Но дедушка говорит: «Помни, что нету на свете неотразимых обид». А это значит, что когда-нибудь всем злодеям и вредителям их зло возвратится сторицей, народ будет отомщён.

8.    Дедушка, приехав домой, гулял, наслаждался родной природой, общался с внуком, ни минуты не сидел на месте, работал (то за плугом вместо мужика, то на огороде, то что-то шил, штопал). А ещё:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе;

Пел о свободном народе

И о народе-рабе;

Пел о пустынях безлюдных

И о железных цепях;

Пел о красавицах чудных

С ангельской лаской в очах;

Пел он об их увяданьи

В дикой, даче кой глуши

По чудесном влияньи

Любящей женской души...

О Трубецкой и Волконской...

Внука эти песни и рассказы дедушки очень интересовали, так как он вырос в правильной семье: его интересует история и судьба русского народа. Он:

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра...

Кончается поэма тем, что Саша подрос, выучился истории и географии, и дедушка готов ему без утайки рассказать свою историю.

Трёхсложные размеры стиха

Задания (к стр. 244)

1.    А.С. Пушкин: «Буря мглою небо кроет...»

«Мой первый друг, мой друг бесценный!»

М.Ю. Лермонтов:

«Тучки небесные, вечные странники!»

«В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли».

«Не грусти, дорогая соседка...» (Стихотворение «Соседка».)

2.    «Я ль на свете всех милее...» — хорей.

«Подруга дней моих суровых...» — ямб.

«Сижу за решёткой в темнице сырой...» — анапест. «Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила...» — дактиль.

«На севере диком стоит одиноко...» — амфибрахий. «Белеет парус одинокой...» — ямб.

«Утром в путь она умчалась рано...» — хорей.

«В море царевич купает коня...» — дактиль.



scribble.su

РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Фантастикой называют что-либо выдуманное, невероятное, созданное воображением. Исследователи утверждают, что любой вымышленный сюжет художественного произведения в основе имеет факты, события, случаи из жизни. И наоборот: любой сюжет, основанный на действительно произошедшем событии, переплетен с творческим вымыслом художника. Реальные сцены в стихотворении «Железная дорога» чередуются с фантастическими, что подчеркивает невообразимый ужас действительно имевших место событий.

С помощью фантастических эпизодов поэт воссоздает атмосферу, царившую во время строительства первой в России железной дороги. Оценка событий поэтом несколько отличалась от официальной, широко представленной на страницах прессы. Действительным, реальным является пейзаж за окном мчащегося по дороге железнодорожного состава:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит...

В природецарит красота, наполняющая душу восторгом и радостью: «Нет безобразья в природе!» Пассажиры любуются прекрасным осенним пейзажем. И вдруг мальчику, едущему с отцом, захотелось узнать, кто воплотил это чудо инженерной мысли, кто является строителем железной дороги. И довольным остался бы Ваня, выслушав отца, если бы ему не предложили другой ответ. Чтобы ярче раскрыть тему, автор прибегает к фантастическому приему: за поездом бежит толпа мертвецов, поющих страшными голосами в ночи. Песня их, полная страдания, отчаяния, боли, повествует о нелегкой доле тысяч подневольных рабов, живших в землянках, голодавших, ограбленных десятниками:

Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено...

Не робей, Ваня, не ужасайся этого дикого пения. Это все твои братья — мужики с разных концов многострадальной Руси. Приглядись, мальчик, внимательно К изможденному лихорадкою человеку. Нелегко он зарабатывал свой хлеб. Бескровные губы, упавшие веки, на тощих руках язвы, в волосах колтун, ноги опухли от вечного стояния в воде. Грудь впалая, ибо приходилось рабочему изо дня в день налегать старательно на заступ. Прошло уже много времени со дня строительства дороги, но и сейчас безмолвный призрак больного белоруса «механически ржавой лопатою мерзлую землю долбит!».

Тяжел труд простого мужика, страдающего еще и от беспощадного царя, имя которого Голод. Красота и мощь отчизны из года в год воздвигалась терпеливым и трудолюбивым русским народом:

Эту привычку к труду благородную Нам. бы не худо с тобой перенять Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

Оглушительный свисток прогнал толпу мертвецов. Сын рассказывает отцу свой сон:

...тысяч пять мужиков Русских племен и пород представители Вдруг появились — ион мне сказал: Вот они — нашей дороги строители!..

Рассказ сына вызывает хохот отца. И этот реальный хохот представляется намного страшнее появления измученных мертвецов. Свой же народ, народ-труженик, народ-созидатель, папаша именует варварами, пьяницами.

Следующий эпизод более чем реальный, но поражает воображение бессердечностью, жестокостью, несправедливостью. Народ, закончивший свой тяжкий труд, с полным правом ожидает заслуженного вознаграждения от работодателя. Не все дожили до этого «счастливого» дня. Но те, кто вопреки всему выжили, не только не получили денег, но и остались должны подрядчику. Подрядчик, тонкий психолог и манипулятор, быстро находит выход из ситуации, подарив рабочим недоимку и выставив бочку вина.

Реальность оказалась намного страшнее самой изощренной фантазии. «Привычка к труду благородная» была вознаграждена по достоинству: лишения, нужда, голод, тяжелый физический труд, болезни были оплачены бочкой вина, в которой можно утопить печаль и безысходность, и не задумываться о своем будущем и будущем своих детей.

Н, А. Некрасов был замечательным, чистым и благородным русским поэтом, голос которого звучал в защиту простого народа, бесправного и угнетенного. Поэзия Н. А. Некрасова полна горячей любви к человеку и пробуждает у читателя стремление к лучшей жизни. Некрасов писал стихотворения о простом народе — мужиках, ямщиках и прочей «деревенщине»: «...мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жесто-костей...мотивы для моих стихов я беру из этой среды». Поэзия Некрасова исполнена горячей любви к человеку.

Основа стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» — реальная, но много в нем и фантастического. Реальное — описание осенней природы: славная осень, здоровый, ядреный воздух, листья, которые «поблекнуть еще не успели», «морозные ночи, ясные, тихие дни». Красива и спокойна Русь осенью:

Славная осень! Морозные ночи. Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Все хорошо под сиянием лунным. Всюду родимую Русь узнаю...

Но с красивым пейзажем резко контрастирует горькая правда о лишениях людей: нищета, голод, смерть. Чтобы рассказать читателю правду, Некрасов создает страшную фантастическую картину — толпу мертвецов, которые рассказывают о том, как на самом деле была построена железная дорога:

...В ночь зту лунную Любо нам видеть свой труд! Мы надрывались под зноем., под холодом, С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом,' Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда... Реальность — изможденные лихорадкой, больные люди:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках.

Вечно в вод( по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах; к

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век...

Но русский народ крепок — он «вынесет все, что господь ни пошлет! ».

Светлая сторона строительства железной дороги почему-то не добавляет радости читателю и не успокаивает его:

Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в зсмля)1ках...

Реальность — то, что дорога построена, фантастика — какой ценой и какими жертвами. Реальность — жертвы, фантастика — реальная плата за непосильную работу:

Бочку рабочимвина выставляю И — недоимку дарю!..

Однажды Некрасова упрекнули за то, что он пишет только о простом народе, что в его стихах слишком много «грубой реальности». Некрасов на это ответил: «...каждый писатель передает то, что глубоко прочувствовал ».

www.testsoch.info


Смотрите также