Материалы для строительства дорог


Материалы, применяемые для строительства автомобильных дорог

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство автомобильных дорог

Материалы, применяемые для строительства автомобильных дорог

Грунты разделяются на две основные группы: несвязные — сыпучие и связные. К несвязным грунтам относятся — пески, жерства, гравелистые и каменистые грунты. К связным грунтам относятся глины.

Грунты классифицируются и по крупности отдельных частиц. В дорожной классификации принято, что частицы мельче О 005 мм — глинистые, пылеватые имеют размеры от 0,005 до 005 мм и песчаные от 0,05 до 2 мм. Встречаются грунты с более крупными размерами частиц, их называют гравелистыми.

Грунты имеют характерные свойства, которыми определяется их пригодность для дорожных работ.

Песок рыхлый пригоден для возведения насыпи земляного полотна и для подстилающего слоя, так как мало меняет свою устойчивость при переувлажнении, кроме плывунных песков.

Песок пылеватый ограниченно пригоден для возведения насыпи земляного полотна, так как при насыщении водой значительно снижает устойчивость и несущую способность.

Супесь пригодна для строительства всех дорожных сооружений ввиду наибольшей устойчивости при переувлажнении. Супесь может быть использована для устройства проезжей части дороги при наличии небольшой интенсивности движения легких автомобилей.

Супесь мелкая малопригодна, потому что в водонасыщен-ном состоянии близка по своим свойствам к плывунам. Однако супесь мелкая может быть использована для возведения насыпи земляного полотна в сухих местах, где уровень грунтовых вод ниже 2 м от поверхности земли.

Супесь пылеватая непригодна для устройства насыпи: при насыщении водой легко переходит в плывунное состояние и резко снижает‘несущую способность. Там, где пылеватая супесь укладывается в насыпь земляного полотна, обычно образуются пучины.

Суглинок и тяжелый суглинок пригодны для строительства всех дорожных сооружений ввиду их водостойкости.

Суглинок пылеватый малопригоден, так как при водо-насыщении земляного полотна образует пучины; может использоваться лишь в сухих местах.

Глина ограниченно пригодна из-за большой трудности разработки. Глина для грунтовых смесей непригодна.

Для правильного выбора средств механизации при производстве земляных работ все грунты условно разбиты на основные четыре категории по трудности разработки: I —легкоразрабатываемые; II — средней трудности разработки; III — тяжелые для разработки и IV — грунты особо тяжелые для разработки.

К I категории относятся песок, супесь, растительный грунт и торф; ко II — легкий и лёссовидный суглинок, влажный рыхлый лесс, гравий размером до 15 мм, плотный растительный слой с корнями трав, супесь с примесью щебня и гальки; к III — жирная и мягкая глина, гравий, галька и щебень с размерами от 15 до 40 мм, суглинок, смешанный с галькой или щебнем или строительным мусором; к IV —тяжелая ломовая глина, жирная глина и тя.

желый суглинок с примесью щебня, гальки, строительного мусора; крупная галька и камень с размерами до 90 мм.

Каменные материалы. К природным каменным материалам относятся горные породы, применяемые в дорожном строительстве в виде рыхлых и измельченных масс. В дорожном строительстве имеются следующие виды рыхлых горных пород: – песчано-гравийный материал представляет естественную горную породу, содержащую песка и гравия не менее 20%; – карьерный гравийных материал — естественная горная порода с крупностью зерен до 70 мм и содержанием песка не более 50%; – рядовой гравий — карьерный гравийный материал с отдельными песчаными и гравийными зернами. Имеется средний рядовой гравий с размерами частиц от 3 (5) до 40 мм и крупный — с размерами частиц от 3 (5) до 70 мм; – гравий сортовой или фракционированный, полученный при раз-грохотке рядового гравия через сита с отверстиями 3 (5), 10, 15, 25, 40, 70 мм; – щебень, полученный механическим дроблением в щековых, конусных, молотковых и валковых дробилках из обломков горных пород. Щебень после дробления сортируется по фракциям на грохотах с различными отверстиями сит.

Удельный вес каменных материалов колеблется от 2,6 до 2,9 т/м3.

В зависимости от крупности щебень различается по следующим фракциям: очень крупный — от 70 до 120 мм; крупный — 40— 70 мм; средний — 25—40 мм; мелкий 15—25 мм; клинец—10— 15 мм; каменная мелочь — 3 (5) —10 мм; высевки — до 3 (5) мм. Щебень указанных фракций применяется в следующих конструктивных слоях дорожной одежды: очень крупный используется при устройстве нижних слоев основания; крупный — в верхних слоях основания; средний — в верхних слоях оснований и нижних слоях покрытий; мелкий клинец, каменная мелочь и высевки — в верхних слоях покрытий, а также для устройства ковриков износа автомобильных дорог.

Щебень приготавливается из различных каменных пород — твердых и мягких. К твердым породам относятся границы, диориты, базальты, габбро, андезиты, порфиры, к мягким — доломиты, известняки и песчаники.

Минеральные вяжущие материалы в зависимости от условий твердения делятся на две группы: гидравлические и воздушные. К гидравлическим вяжущим относятся портландцементы, романцемент и гидравлическая известь; к воздушным — воздушная известь, гипс.

Портландцемент — это вяжущее вещество, твердеющее в воде и на воздухе. Портландцемент получают при тонком размоле обожженного до спекания мергеля определенного состава и смеси, состоящей из известняка и глинистых составляющих, обеспечивающих образование в полученном клинкере силикатов кальция. Тонкость помола очень большая. Достаточно сказать, что средний диаметр частиц составляет 15—20 мк. Частиц с.такими размерами и менее должно быть не менее 50% от общего количества. Начало схватывания портландцемента не ранее чем через 45 мин, а конец не позднее чем через 12 ч.

Строительной воздушной известью называется вяжущее вещество, полученное обжигом не до спекания карбонатных пород (кальциевых и доломитизированных известняков, мела, доломитов) с последующим гашением водой или размолом в порошок. Молотая негашеная известь имеет тонкий помол, такой же, как портландцемент.

Объемный вес извести-пушонки 500 кг/м3, молотой кипелки 600 кг/м3, а известкового теста, содержащего в среднем 50% воды, составляет 1400 кг/м3.

Гидравлическая известь представляет гидравлическое вяжущее вещество, получаемое умеренным обжигом, который не доводит до спекания мергелистых известняков, содержащих от 8 до 20% глинистых примесей. Предел прочности раствора на гидравлической извести в зависимости от времени хранения в сутках лежит в пределах: при растяжении не менее 2—6 кГ/см2, при сжатии 6—25 кГ/см2.

Органические вяжущие материалы. К органическим вяжущим материалам, применяемым в дорожном строительстве, относятся нефтяные и сланцевые битумы, дегти.

Нефтяные дорожные вязкие улучшенные битумы согласно ГОСТ 11954—66 разделяются на пять марок: БНД-200/300; БНД-130/200; БНД-90/130; БНД-60/90; БНД-40/60.

Нефтяные дорожные вязкие битумы получают из окисленных и неокисленных продуктов прямой перегонки нефти и компаундированием окисленных продуктов с неокисленными, получаемыми при прямой перегонке нефти и селективном разделении нефтепродуктов. Качество нефтей, применяемых для изготовления дорожных битумов, оценивается по соотношению содержания в них асфаль-тенов, смол и парафинов.

Нефтяные дорожные жидкие улучшенные битумы по ГОСТ 11955—66 подразделяются на два класса: СГ и МГ. Жидкие битумы класса СГ густеют со средней скоростью и применяются при строительстве автомобильных дорог во всех дорожно-климатичес-ких зонах. Жидкие битумы класса МГ медленногустеющие и применяются при строительстве дорог во II, III, IV и V дорожно-кли-матических зонах. Применение битумов класса МГ во II дорожно-климатической зоне допускается только при условии добавления к ним активаторов и поверхностноактивных добавок.

Класс СГ состоит из битумов пяти марок: СГ-15/25; СГ-25/40; СГ-40/70; СГ-70/130; СГ-130/200; класс МГ из битумов четырех марок: МГ-25/40; МГ-40/70; МГ-70/130; МГ-130/200.

Нефтяные жидкие дорожные улучшенные битумы класса С Г получают компаундированием вязкого битума марки БНД-60/90 с разжижителями нефтяного или каменноугольного происхождения.

Нефтяные жидкие дорожные улучшенные битумы класса МГ получают в остатке после перегонки нефти из нефтяных фракций и продуктов деструктивной переработки нефти и компаундированием вязких битумов с разжижителями нефтяного или каменноугольного происхождения.

Нефтяные жидкие дорожные улучшенные битумы изготавливаются с добавлением и без добавлений поверхностноактивных веществ. Битумы, изготавливаемые с добавками поверхностноактивных веществ, имеют дополнительную маркировку индексом «п» к наименованию марки битума, например МГп=40/70.

Сланцевые жидкие битумы разделяются на шесть марок: БЖС-1; БЖС-2; БЖС-3; БЖС-4; БЖС-5 и БЖС-6.

Дегти разделяются на каменноугольные, торфяные, буроуголь-ные и древесные, причем каменноугольные дегти разделяются на высокотемпературные и низкотемпературные по способу их получения. Высокотемпературные сырые дегти получают при температуре свыше 700° С при коксовании и газификации каменных углей. Низкотемпературные серые дегти получают при температуре 450— 600 °С в доменном производстве при выработке генераторного газа и искусственного жидкого топлива. Высокотемпературные коксовые дегти разделяются на восемь марок с Д-1 по Д-8, причем первые пять марок с Д-1 по Д-5 — это жидкие, а остальные три с Д-6 по Д-8 — вязкие.

Вязкие битумы применяются в дорожном строительстве только в нагретом состоянии, когда снижается их вязкость.

Область применения органических вяжущих будет указана ниже.

Битумные и дегтевые эмульсии. Дорожные эмульсии являются механической смесью размельченных частиц битума или дегтя с водным концентрированным раствором эмульгатора.

Эмульгаторы вводятся для устойчивости эмульсий. В качестве эмульгаторов могут быть использованы:мыло, жиры, жирные кислоты, белковые вещества, древесные смолы, растительные масла, силикат натрия, казеин, крахмал, клей.

Дорожные эмульсии можно разделить на три основные группы: прямые (основные) с содержанием битума 50—60%. нежесткой воды 40—50% и эмульгатора от 1 до 5%; обратные, у которых дисперсной фазой являются дегти; высококонцентрированные, у которых количество битума доходит до 80% и более, а эмульгатора от 5 до 6%- Перед употреблением эти эмульсии растворяют в 10—20% нежесткой воды. Основные эмульсии приготавливают преимущественно в дисковых мешалках с большим числом оборотов (2500—3500 об/мин). Обратные и высококонцентрированные эмульсии приготавливают в лопастных мешалках с числом оборотов вала от 70 до 100 в минуту.

Эмульгаторы приготавливают в лопастных мешалках.

Хранить эмульсию можно при температуре не ниже +3 °С в пределах от нескольких часов до нескольких месяцев, в зависимости от типа эмульсии. Продолжительность хранения высококонцентрированных эмульсий очень большая и практически не ограничена.

Цементобетонные смеси. В дорожном строительстве цементобетонные смеси имеют различное назначение, в связи с чем в больших пределах изменяются их составы.

Удобоукладываемость и подвижность нерасслаивающихся доброкачественных бетонных смесей зависит от ряда факторов, из которых основными являются: водоцементное отношение (В/Ц), соотношение цемента и заполнителей, относительное содержание песка в смеси заполнителей (г=а:п). Подвижность бетона повышается при увеличении водоцементного отношения и уменьшении заполнителей. На подвижность бетонной смеси оказывают влияние и другие факторы, такие, как форма зерен заполнителя, характер поверхности зерен, наличие добавок.

Подвижные (пластичные) бетонные смеси, имеющие осадку конуса от 5 до 10 см, водоцементное отношение от 0,5 до 0,6, легко укладываются и уплотняются.

Жесткие бетонные смеси, имеющие водоцементное отношение от 0,24 до 0,38 и удобоукладываемость по стандартному техническому вискозиметру от 30 до 700 сек, позволяют получать экономию цемента от 10 до 20%, сокращать сроки твердения при повышении прочности бетона.

Бетонные смеси разделяются по своему объемному весу на три основные группы — тяжелые, легкие и особо легкие.

Тяжелые бетонные смеси имеют объемный вес смеси от 2,2 до 2,4 т/м3 и заполнители в виде кварцевого песка, щебня изверженных и осадочных пород или гравия. Применяются тяжелые бетонные смеси при строительстве цементобетонных покрытий и искусственных сооружений. Для приготовления дорожных бетонов целесообразно использовать-марки бетона от 200 и выше.

Легкие бетонные смеси имеют объемный вес от 1,2 до 1,8 г/ж3. В качестве заполнителя используются пемза, туф, трепел, котельные и доменные шлаки, керамзит. Легкие бетонные смеси применяются при строительстве гражданских и линейных зданий и некоторых мостовых конструкций. Для приготовления легких бетонов можно использовать марки бетона 150—200.

Особо легкие бетонные смеси (пенобетон, газобетон) имеют объемный вес от 0,4 до 1,0 т/м3. В качестве заполнителя особо легких бетонных смесей применяются — шлако-пемза, агломерат, пористые шлаки, керамзит, пористый щебень, пористый гравий, окатанный песок. Особо легкие бетонные смеси используются только при строительстве малоэтажных гражданских зданий; в дорожных сооружениях не применяются.

Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси применяются для устройства покрытий автомобильных дорог. Асфальтобетонные смеси приготавливаются в специальных установках — асфальтобе-с ых смесителях — из рационально подобранных смесей, состо-Тших из песка, щебня различных фракций, минерального порошка и вяжущего (битума, дегтя). По температуре приготовления и укладке в покрытие”’ имеются три вида асфальтобетонных смесей — горячие, теплые и холодные.

Асфальтобетонные смеси разделяются и по крупности зерен минерального материала. Крупнозернистые смеси в своем составе имеют зерна минерального материала до 40 мм\ среднезернистые соответственно до 25 мм; мелкозернистые до 15 мм\ песчаные до 5 мм. Крупнозернистые смеси укладываются в нижний слой покрытия. Среднезернистые смеси могут укладываться как в нижний, так и верхний слой покрытия. Мелкозернистые смеси используются обычно только для верхнего слоя покрытия. Песчаные смеси применяются для укладки выравнивающих слоев, на тротуарах, в помещениях в виде полов, во дворах и подъездах и на дорогах с малой интенсивностью движения.

Для повышения качества асфальтобетонных смесей в них добавляют поверхностноактивные вещества (ПАВ). Температура приготовления, укладки и укатки асфальтобетонных смесей различная для каждой смеси.

Горячие асфальтобетонные смеси с применением битумов марок БНД-90/130 или БНД-60/90 ‘приготавливаются при температуре 140—160 °С, укладываются при температуре 130—150 °С, а укатываются при 100—130 °С.

Горячие дегтебетонные смеси соответственно приготавливаются при температуре 100—130° С, укладываются при 90—130 °С, а уплотняются при 70—90 °С. Горячие смеси на сланцевых битумах приготавливаются при 100—130 °С, укладываются при 90—120° С, а уплотняются при 60—90 °С.

Теплые асфальтобетонные смеси с применением жидких битумов класса СГ или класса МГ приготавливаются при 90—100 °С, укладываются с температурой не более 40, а уплотняются от 25 до 40 °С.

Холодные асфальтобетонные смеси с применением жидкого битума класса СГ или класса МГ приготавливаются при температурах соответственно 90—100 и 110—130 °С. После приготовления в смесителях смеси транспортируют на склад. По мере надобности смесь грузят в автомобили и укладывают при температуре 5—40 °С. Уплотнение можно производить при любой погоде.

Читать далее: Устройство черных щебеночных и гравийных оснований и покрытий

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Дорожно-строительные материалы

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Общие сведения об автогрейдерах

Дорожно-строительные материалы

Для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и железнодорожного полотна применяют разнообразные природные и искусственные дорожно-строительные материалы.

К природным материалам относятся такие материалы, которые добываются в верхних слоях земной коры и используются после несложной механической обработки для придания частицам материала нужных размеров, формы и состояния поверхности (песок, глина, щебень, гравий, природный асфальт и др.). Искусственные материалы изготавливают из природного сырья или отходов промышленности путем их обработки по специальной технологии, способствующей образованию новых материалов с другими, чем у исходных, свойствами (цемент, битум, цементобетон и др.).

Если дорожно-строительные материалы получены из местного исходного сырья и из отходов промышленности, то они называются местными (песок, гравий, шлак и др.) и более дешевы в строительстве, чем привозные. Но так как от качества применяемых материалов, так же как и от качественной технологии строительства дорог, в конечном счете зависит долговечность дорожных одежд, применение менее качественных местных материалов может быть оправдано не всегда.

Основой природных материалов являются рыхлые осадочные горные породы, которые в результате длительного воздействия переменных температур, размыва водами и выветривания разрушаются до определенного состояния, образуя в зависимости от величины частичек, примесей и влаги так называемые грунты, обладающие различными свойствами.

К грунтам минерального происхождения, используемым в дорожном строительстве, относятся глины, пески, смеси песков с глинами (супесчаные и суглинистые), щебень, галька, гравий. К грунтам органического (растительного) происхождения принадлежат торф и чернозем с примесями песка и глины. Грунты с обильными примесями минеральных солей образуют солончаки.Глины. Состоят из мелких чешуйкообразных частиц крупностью 0,001…0,005 мм, плотно прилегэющих одна к другой. В материковом залегании глины водонепроницаемы. При определенном увлажнении глины становятся пластичными, т. е. под действием внешних сил приобретают способность сохранять придаваемую форму. Чистая глина при увлажнении увеличивается в объеме, поэтому для полотна не пригодна. Плотность 1,8…1,95 т/м3.

Пески. Состоят из частиц крупностью 0,05…5 мм, не связанных между собой, из-за чего пески хорошо пропускают воду. Без примесей пески, независимо от влажности, пластичностью не обладают. Если в песке содержатся частицы меньше 0,05 мм, то он считается пылеватым! Если же в песке есть частицы мельче 0,005 мм, то он называется глинистым. Наиболее прочными являются кварцевые пески (белого цвета). При наличии примесей окислов железа пески могут быть желтыми, бурыми или вишнево красными. В зависимости от размеров частиц пески могут быть крупнозернистыми, среднезернистыми, мелкозернистыми, очень мелкозернистыми и тонкозернистыми.. Применяют песок для подстилающих слоев дорожных одежд, устройства дренажа, в цементо- и асфальтобетонах. Плотность песка 1,6…1;75 т/м3. Пылеватые пески в земляном полотне не используются, так как при увлажнении приобретают свойства плывунов.

Глинистые грунты. Состоят в основном из глины, но содержат незначительные примеси песка, практически водонепроницаемы. Могут применяться в земляном полотне в сухих местах, так как при насыщении водой размягчаются и теряют несущую способность.

Суглинистые грунты. Представляют собой смеси песка с глиной, когда глины содержится более 20% по массе. Плотность 1,6… 1,9 т/м3. Хорошо сопротивляются воздействию ветра и влаги, устойчивы в откосах.

Пылеватые суглинки и тяжелые пылеватые супеси. Содержат большое количество пылеватых частиц, поэтому неустойчивы к воздействию влаги. Набухают при увлажнении, зимойч в них образуются пучины. Откосы из этих грунтов легко размываются и выветриваются. Могут использоваться в земляном полотне насыпи и выемке, если их верхние части (0,8…1,2 м) устроены из устойчивых грунтов.

Супесчаные грунты. Представляют собой смеси песка с глиной при содержании глины от 5 до 20% по массе. Глинистые частицы являются связующими для остальных частиц. При их содержании более 5% по массе супеси являются связными, т. е. меняют форму под воздействием внешних сил. Плотность супесчаных грунтов 1,6…1,8 т/м3. В переувлажненном состоянии не теряют несущей способности, что способствует их применению при устройстве насыпей.

Пылеватые супесчаные грунты. Те же супесчаные грунты, но отличаются большим содержанием песчаных частиц (до 50% по массе). При переувлажнении теряют несущую способность. Могут накапливать влагу в зимних условиях с образованием пучин. Применимы в насыпях только в сухих местах.

Галька. Представляет собой окатанные водой обломки горных пород размером от 40 до 100 мм. Гальку применяют для устройства оснований, дренажа и в качестве исходного продукта для изготовления щебня. Плотность гальки 1,8…2 т/м3.

Гравий. Представляет собой окатанные водой обломки горных пород размером от 3 до 70 мм. Плотность гравия 1,8…2,0 т/м3. Добытый в карьере гравий может содержать песок. Если песка более 50%, то материал называется гравийно-песчаным. Гравий находит применение в покрытиях, конструктивных слоях дорожных одежд, в дренажах, асфальто- и цементобетоне, в качестве балластного слоя на железнодорожном полотне.

Щебень. Представляет собой смесь угловатых обломков скальных пород размером 5…70 мм. Щебень может быть природный и изготовленный путем дробления. Для дорожного строительства применяют 5 сортов щебня: крупный (40…70 мм), средний (20…40 мм), мелкий (10…20 мм),, клинец (5… 10 мм), высевки (ме,ньше 5 мм). Плотность щебня 1,6…2 т/м3.

Чернозем, торф. Применяются только для облицовки откосов насыпей и выемок с целью создания растительного покрова, предохраняющего откосы от размыва водами. Плотность чернозема 1,2…1,4 т/м3.

Грунты разрабатываются автогрейдерами либо в естественном состоянии при его залегании в массиве, либо в рыхлом состоянии при отсыпке на дорожное полотно. В любом случае чем выше плотность грунта, тем труднее он подвергается разработке, а следовательно, требует больше энергозатрат.

Плотность грунтов в свою очередь зависит от содержания в них воды: больше воды — выше плотность грунта. Отношение массы в % к массе сухого грунта, в котором она содержится, называется влажностью.

Более связные грунты труднее подвергаются обработке, чем несвязные. А связные да еще влажные грунты требуют еще больших энергозатрат.

Производительность землеройной техники зависит еще и от того, насколько увеличивается объем грунта при его разработке. Для оценки этого явления служит так называемый коэффициент разрыхления, т. е. отношение объема разрыхленного грунта к его объему в плотном массиве. Каждому виду грунта соответствует свой коэффициент разрыхления (от 1,1 в песке и супеси до 4,4 в суглинке).

Цемент. Относится к минеральным вяжущим материалам водного твердения. Портландцемент представляет собой гидравлическое вяжущее, полученное тонким помолом цементного клинкера, минеральных добавок и природного гипса. Основным свойством портландцемента является его способность затвердевать при растворении водой, превращаясь в камневидное тело. Это свойство зависит от состава добавок и тонкости помола клинкера.

В зависимости от активности и предела прочности при изгибе образцов из портландцемента он подразделяется на марки 400, 500, 550 и 600. Нарастание прочности происходит неравномерно: через 3 сут она достигает 50%, на 7-е сутки — 70% от прочности в 28-суточном возрасте. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец — не позднее 12 ч от начала затвердения для возможности производства строительных работ. Активность цемента снижается на 30% через 6 мес и на 40% через 12 мес.

Объемная масса насыпного портландцемента составляет 0,9…1,3 т/м3, плотность — 3…3,2 т/м3. Применяется портландцемент при укреплении грунтов, устройстве бетонных дорожных оснований и покрытий.

Битумы. Относятся к органическим вяжущим материалам, представляют собой группу природных и искусственных твердых, пластичных или жидких веществ, состоящих из смеси органических высокомолекулярных соединений (ароматические углеводороды и их производные).

Легко соединяются с каменными материалами, образуют прочную, водоустойчивую пленку. Искусственным путем битумы приготавливают из нефти или сланцев. Они делятся на три группы: твердые, жидкие и вязкие битумы — в зависимости от подвижности при 20…25° С и при 120… 180° С. Показателями битумов являются вязкость, пластичность и прочность. При изменении температуры у битумов сильно меняется вязкость. Так, при изменении температуры от — 30° С до + 60° С битум переходит из твердого в вязко-пластичное, а затем в жидкое состояние.

При строительстве дорожных и аэродромных покрытий используются искусственно получаемые из нефти дорожные вязкие битумы марки БНД (битумы нефтяные дорожные), марки БН (битумы нефтяные) и жидкие битумы марок БГ (быстрогустеющие), СГ (среднегустеющие) и МГ (медленногустеющие).

Природные битумы по качеству бывают лучше нефтяных. Их месторождения встречаются на Кавказе, в Крыму, в Сибири, в Средней Азии.

—-

В дорожном строительстве широко применяют грунты, каменные материалы, минеральные и органические вяжущие вещества и полученные на их основе искусственные материалы — укрепленные грунты и цементобетонные, асфальтобетонные смеси. От качества этих материалов во многом зависят не только прочность и долговечность, но и экономичность дорожных конструкций, так как в общей стоимости строительства автомобильных дорог и мостов расходы на строительные материалы составляют свыше 60%.

Грунтом называется горная порода, слагающая верхние горизонты земной коры, затронутые физико-химическими процессами выветривания. Грунт является сложным телом, состоящим при положительной температуре из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. При отрицательной температуре в состав грунта входит также лед. Твердая фаза представляет собой смесь минеральных частиц и органических примесей; жидкая состоит из воды с растворами различных солей; газообразная — из смеси воздуха, некоторых газов и водяного пара.

Грунтовый скелет состоит из песчаных, пылеватых и глинистых частиц. К песчаным относят частицы диаметром от 2 до 0,05 мм, к пылеватым — частицы диаметром от 0,05 до 0,005 мм, к глинистым — частицы диаметром менее 0,005 мм. Грунты, содержащие не менее 82% песчаных частиц и не более 3% глинистых, называют песчаными грунтами. Грунты, в которых содержится более 25% глинистых частиц, являются глинистыми. К супесчаным относятся грунты, содержащие не менее 50% песка и от 3 до 12% глины; к суглинистым— грунты, содержащие от 12 до 25% глинистых частиц. Если в грунте содержится пылеватых частиц больше, чем песчаных, то к названию грунта прибавляется слово пылеватый.

Песчаный грунт является хорошим материалом для возведения земляного полотна. Он легко разрабатывается, хорошо уплотняется и незначительно снижает прочность при увлажнении. Недостатком песчаных грунтов, особенно легких песков, является их плохое сопротивление размывающему действию текущей воды. Для предотвращения размывания водой откосы полотна требуют уплотнения.

Супесчаные грунты пригодны для устройства насыпей — легко разрабатываются и уплотняются, сохраняют устойчивость при повышении влажности.

Суглинистые грунты широко используют при возведении земляного полотна. Однако во время увлажнения прочность их значительно снижается и становится меньше прочности песков и супесей.

Глинистые грунты обычно применяют для возведения высоких насыпей в сухих местах. При увлажнении прочность глин значительно снижается по сравнению с остальными видами грунтов.

Перед разработкой грунтов необходимо установить возможность их использования для возведения насыпей. Насыпи возводят в основном из песчаных и супесчаных грунтов. Суглинистые грунты применяют для нижних слоев насыпей (ниже 0,9—1,2 м от поверхности проезжей части). Возводить насыпи из жирных глин не рекомендуется, так как трудно дробить комки и уплотнять эти грунты до монолитного состояния.

Чтобы оценивать грунты как среду для земляных работ, необходимо знать их основные физико-механические свойства: объемную массу, плотность, разрыхляемость, влажность, связность.

Объемной массой грунта называется масса единицы занимаемого им объема при естественной влажности, включая объем, занимаемый минеральными частицами и порами. Обычно объемная масса выражается в кг/м3 и изменяется у грунтов в среднем от 1000 до 2500 кг/м3.

Плотностью грунта удобно пользоваться при оценке степени уплотнения. Плотность определяется массой твердой фазы грунта в единице объема и выражается в г/см3. После уплотнения плотность грунтов составляет 1,4—1,7 г/см3.

Разрыхляемостыо называют способность грунта увеличиваться в объеме в процессе разработки. При разрыхлении соответственно уменьшается объемная масса грунта. Коэффициент разрыхления характеризует отношение объема разрыхленного грунта к объему,, который он занимал в естественном залегании. В зависимости от вида грунта, его влажности и способа разработки средние значения коэффициента разрыхления колеблются в пределах 1,08—-1,32 (большие значения относятся к глинистым грунтам).

Влажность грунта — отношение массы воды, содержащейся в порах грунта, к массе твердых частиц, составляющих грунт, выраженное в процентах. Влажность бывает различной для одних и тех же грунтов. При заполнении водой менее 1/3 объема пор грунты считаются сухими; при заполнении от 1/3 До 2/3 объема пор — влажными и при заполнении более 2/3 объема пор — мокрыми.

Связность — это основная прочностная характеристика грунта. Ее определяют по удельной силе сцепления грунтовых частиц между собой. Сцепление грунта при одной и той же влажности повышается с увеличением степени уплотнения, а при одинаковой плотности понижается с увеличением влажности. Удельная сила сцепления грунтов изменяется в пределах от 0,1 до 1 кгс/см2.

Трудность разработки грунтов имеет большое значение при строительстве автомобильных дорог. По трудности разработки грунты разделяются на XI основных групп: I группа — наиболее легко разрабатываемые грунты (легкие), II — средние, III — тяжелые, IV скальная предварительно разрыхленная порода, V—XI — разные твердые породы.

Каменные материалы для дорожного строительства получаю1!1 из горных пород путем их механической переработки в карьерах или на камнедробильных заводах.

По геологическому происхождению различают изверженные (магматические), осадочные (пластовые) и метаморфические (видоизмененные) горные породы.

К изверженным горным породам относятся граниты, диориты, диабазы и прочие кристаллические образования, которые возникли в результате застывания и кристаллизации магмы.

Осадочными породами являются известняки, песчаники и ракушечник. Они образовались путем осаждения веществ из водной среды рек, морей и океанов. Прочность осадочных пород ниже, чем у изверженных.

Метаморфическими породами называются те, которые образовались из изверженных и осадочных пород под влиянием высокой температуры и большого давления. К ним относятся мрамор, гнейс, кварциты.

Основная характеристика горных пород —их прочность. Прочность определяют по величине наибольшего сжимающего напряжения, при котором разрушаются (предел прочности при сжатии) образцы с размерами 5×5×5 см или цилиндры диаметром и высотой 5 см. В зависимости от предела прочности при сжатии (в МПа) горные породы разделяют на следующие группы: очень прочные — более 120, прочные— 120—80, средней прочности — 80—60, слабые—60—30 и очень слабые — менее 30.

Для устройства проезжей части и приготовления цементобетон-ной смеси используют гравий, щебень и песок.

Гравием называется осадочная рыхлая порода, образовавшаяся в результате естественного разрушения горных пород и состоящая из различных по крупности окатанных обломков минералов. По происхождению различают ледниковый, речной, озерный, морской, горный и овражный гравий. Если гравий содержит более 50% песка, то такой материал называется гравийно-песчаной смесью. Гравий, получаемый после грохочения и отделения песка, называется сортовым и разделяется на следующие фракции (ГОСТ 8268—74): крупный с размерами зерен 70—40 мм; средний 40— 20 мм; мелкий 20—10 мм; гравийная мелочь 10—5 мм.

Щебнем называется смесь обломков горных пород, получаемых в результате механического дробления. В зависимости от крупности зерен щебень разделяется на следующие фракции (ГОСТ 8267—75): 5—10; 10—20; 20—40; 40—70 мм. Форма зерен щебня должна приближаться к кубической.

Наибольший размер частиц щебня или гравия при приготовлении цементобетонных смесей, предназначенных для устройства оснований, должен быть не более 70 мм, а для устройства покрытий— не более 40 мм. В щебне и гравии встречаются зерна лещадной формы, у которых длина или ширина в три раза превышает толщину. Щебень и гравий, предназначенные для приготовления цементо-бетонной смеси, не должны содержать зерен лещадной и игольчатой формы более 25%, а пылевидных и глинистых частиц — более 1%.

Природный и искусственный пески широко применяют для приготовления цементобетонных смесей.

Природный песок образуется в результате выветривания изверженных,- осадочных или метаморфических горных пород. Искусственный песок получают путем дробленая прочных горных пород.

Одной из основных характеристик песка является крупность зерен. Для оценки зернового состава вводят показатель, который называется модулем крупности Мк. Для определения Мк пробу песка рассеивают на решетах с ячейками диаметром 10; 5; 2,5; 1,25 мм и ситах с размером сторон 0,63; 0,315; 0,14 мм и устанавливают массу полных остатков на ситах. Полным остатком называется сумма остатка на данном сите и всех предыдущих. Модуль крупности песка представляет собой частное от деления на 100 суммы полных остатков на всех ситах. По величине модуля крупности пески делятся на следующие группы (ГОСТ 8736—77): крупный —Мк более 2,5; средний —Мк 2,5—2; мелкий —Мк 2—1,5; очень мелкий —Мк 1,5—1. В песке для приготовления смесей содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 3%; органические примеси должны отсутствовать.

Вяжущие материалы способны в результате физико-химических или химических процессов связывать смешанные с ними минеральные частицы в одно целое. Подразделяют вяжущие материалы на две группы — минеральные и органические вяжущие.

Минеральными вяжущими материалами называются тонко измельченные порошки минералов, которые при замешивании с водой через некоторое время затвердевают, превращаясь из тестообразного в твердое тело. К ним относятся цемент, известь и гипс. Больше всего при строительстве цементобетонных дорожных покрытий распространен портландцемент.

Портландцемент получают при тонком (сухом или мокром) помоле обожженного до спекания мергеля определенного состава. Основными свойствами портландцемента являются тонкость помола цементного порошка, способность схватываться в определенные сроки, равномерность изменения объема при схватывании и твердении, приобретение прочности в определенный срок.

Тонкость помола определяют просевом цемента массой 50 г через сито с сеткой № 008 (размеры сторон ячейки 0,08 мм). Тонкость помола должна быть такой, чтобы при просеивании через сито проходило не менее 85% от массы пробы.

При смешивании портландцемента с водой образуется пластичное клейкое тесто. Промежуток времени между затворением цементного теста и началом твердения (схватывания) выбирают, исходя из технологических соображений. На протяжении этого времени необходимо организовать транспортирование, укладку, уплотнение и отделку бетонной смеси. Для дорожных бетонов начало схватывания цемента должно быть не менее чем через 2 ч после его затворения.

В зависимости от прочности портландцемент разделяют на 5 марок: 300, 400, 500, 550 и 600. Прочность определяют при сжатии образцов кубической формы размером 7X7X7 см. Значение предела прочности при сжатии в кгс/см2 и определяет марку цемента. Для бетона однослойных и верхнего слоя двухслойных цементобе-тонных покрытий автомобильных дорог следует применять цемент марки не ниже 500, а для оснований усовершенствованных капитальных покрытий — марки 300 и 400 (ГОСТ 8424—72).

К органическим вяжущим относятся материалы, получаемые в результате переработки различных видов нефти, каменного угля, смол, битумной породы. Эти материалы бывают жидкой, полужидкой или твердой консистенции, черного или темно-коричневого цвета. Органические вяжущие материалы обладают вязкими свойствами и широко применяются для соединения каменных или грунтовых частиц. В дорожном строительстве из органических вяжущих материалов используют битумы, дегти, эмульсии.

Нефтяные дорожные битумы получают путем перегонки сырой нефти, окисления и переработки ее тяжелых фракций. Отличительной особенностью битумов является то, что они хорошо прилипают к поверхности минеральных частиц, обладают достаточной пластичностью и эластичностью, что позволяет устраивать бесшовные покрытия, характеризующиеся высокими эксплуатационными показателями и способностью смягчать вибрацию и шум при проезде транспорта.

К основным свойствам битумов относятся вязкость и пластичность.

Вязкость битума зависит от температуры нагрева и характеризуется условным показателем твердости— глубиной проникания стандартной иглы в битум при температуре 25 и 0° С за 5 с под действием груза массой 100 г. При большей вязкости битумов увеличиваются прочность и водоустойчивость покрытия, но ухудшается обволакивание поверхности минеральных материалов. Ввиду этого битумы должны быть нагреты до определенной температуры.

Пластичность битумов определяется их способностью деформироваться без нарушения сплошности. Чем выше пластичность битума, тем большие деформации может выдержать покрытие с его применением.

Битумы разделяются на жидкие и вязкие. В дорожном строительстве для приготовления различных смесей в основном используют вязкие битумы, которые разделяют на пять марок (ГОСТ 11955—74): БНД-200/300, БНД-130/200, БНД-90/130, БНД-60/90, БНД-40/60 (цифры характеризуют вязкость битума, определяемую глубиной, мм, проникания иглы при температуре 25 °С).

Дегти — это продукты сухой перегонки каменного угля. Их можно использовать в качестве вяжущего материала при строительстве покрытий из черного щебня и смешивании гравийных и щебеночных материалов на полотне дороги.

Эмульсии — дисперсные системы, состоящие из взвешенных в воде капелек битума или дегтя. Добавка к воде эмульгатора предотвращает слипание этих частиц. В эмульсии содержится до 50— 60% битума или дегтя.

Укрепленные вяжущими материалами грунты, асфальтобетонные и цементобетонные смеси используют для строительства дорожных- покрытий.

Укрепленными грунтами называют такие, которые обработаны в установке или на дороге органическими или минеральными вяжущими материалами. При укреплении грунтов с помощью химических средств улучшаются их механические свойства. В результате этого создаются прочные связи между вяжущими материалами и грунтовыми частицами. Грунты приобретают механическую прочность, морозо- и водоустойчивость. Наиболее пригодны для укрепления щебенистые и гравелистые грунты, супеси и суглинки влажностью от 3 до 12%. Оптимальная норма органического вяжущего материала в каждом случае назначается на основе лабораторных опытов и изменяется в пределах 5—17% от массы смеси. Для укрепления грунтов в них добавляют портландцемент марки не ниже 400.

Грунт перемешивают с вяжущими материалами на дорогах грун-тосмесительными машинами или в карьерах на специальных установках. Самые однородные — это смеси, получаемые в карьерных установках. Способ наиболее эффективен в тех местах, где нет качественных грунтовых материалов. Стоимость оснований и покрытий, которые построены методом смешения на дороге, ниже.

Асфальтобетонной называется рационально подобранная по плотности смесь минеральных материалов (щебня или дробленого гравия, песка и минерального порошка) с битумом. В зависимости от наибольшей крупности минерального материала различают смеси песчаные (до 5 мм), мелкозернистые (до 15 мм), средне-зернистые (до 25 мм) и крупнозернистые (до 40 мм).

По вязкости битума и температуре нагрева минеральных материалов, при которой приготовляют, укладывают и уплотняют асфальтобетонные смеси, их подразделяют на горячие, содержащие вязкие битумы, и теплые, включающие в себя жидкие битумы. Температура асфальтобетонных смесей во время выпуска из смесителя при использовании вязких или жидких битумов должна быть соответственно в пределах 120—160 и 80—100° С.

Цементобетонной называется рационально подобранная смесь щебня (гравия) и песка с цементом и водой при определенном водоцементном отношении и консистенции для получения цементного бетона требуемой прочности и долговечности. Цементный бетон получается в результате твердения уплотненной цементобетонной смеси.

Одно из основных свойств цементобетонной смеси — ее удобоук-ладываемость, которая отражает способность бетонной смеси быстро и с минимальной затратой энергии приобретать необходимую плотность и форму в процессе уплотнения. Удобоукладываемость характеризуется степенью подвижности (жесткости) смеси непосредственно перед укладкой в дорожное покрытие или основание.

В зависимости от вида цементобетонной смеси ее подвижность оценивают величиной осадки усеченного конуса высотой 300 или 450 мм, изготовленного из рабочей бетонной смеси, или с помощью технического вискозиметра по скорости течения смеси при вибрации.

Подвижность цементобетонной смеси определяют стандартным конусом из листовой стали высотой 300 мм, внутренним диаметром нижнего основания 200 мм и верхнего— 100 мм. Для цементобетонных смесей с крупностью зерен заполнителя более 70 мм используют конус высотой 450 мм, внутренним диаметром нижнего основания 300 мм и верхнего— 150 мм. При этом величина осадки конуса цементобетонной смеси приводится к значению осадки стандартного конуса умножением на коэффициент 0,67.

Метод определения подвижности смеси по осадке конуса заключается в следующем. В стальную форму-конус укладывают це-ментобетонную смесь в три слоя с уплотнением каждого из них штыкованием 25 раз металлическим стержнем диаметром 16 и длиной 650 мм. После уплотнения смеси форму-конус строго вертикально снимают и конус бетонной смеси оседает под действием силы тяжести, сохраняя свою форму. Осадку конуса определяют, прикладывая металлическую линейку ребром на верх формы и измеряя с точностью до 0,5 см расстояние от низа линейки до верха осевшей бетонной смеси.

По величине осадки конуса в сантиметрах цементобетонные смеси подразделяют на жесткие — осадка конуса 0 см, малоподвижные— примерно 3 см, подвижные—-4—15 см и литые — более 15 см.

Степень жесткости цементобетонной смеси определяют с помощью технического вискозиметра путем вибрирования конуса бетонной смеси на вибростоле с частотой 3000 колебаний в минуту при амплитуде 0,35 мм. Показатель жесткости — это время, с, необходимое для расплывания конуса смеси и заполнения ею цилиндрического сосуда, технического вискозиметра. Для цементобетонной смеси, используемой в дорожном строительстве, это время обычно колеблется в пределах от 10 до 40 с.

Удобоукладываемость бетонных смесей зависит от ряда факторов, определяющий из которых — отношение массы воды к массе цемента в смеси. Чем больше это отношение, тем более пластичной будет смесь и тем легче она может быть уложена в покрытие и уплотнена. Однако увеличение этого отношения приводит к снижению плотности смеси после твердения вследствие испарения лишней воды и к уменьшению прочности и морозостойкости покрытия.

Использование жестких цементобетонных смесей в дорожном строительстве позволяет экономить цемент на 10—20%, сокращать сроки твердения при наборе прочности, но требует более интенсивного уплотнения. Для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий используют бетонную смесь с водоцементным отношением, не превышающим 0,5, а для нижнего слоя двухслойных покрытий — не превышающим 0,6.

Подвижность цементобетонной смеси перед укладкой бетоноук-ладочными машинами должна составлять 1—2 см осадки стандартного конуса.

Цементный бетоц — это искусственный материал, состоящий из зернистого минерального скелета, скрепленного затвердевшим цементным камнем, и полученный в результате твердения уплотненной цементобетонной смеси.

Прочность цементного (дорожного) бетона характеризуется маркой, которую определяют пределом прочности при сжатии стандартных кубиков и пределом прочности на растяжение при изгибе стандартных балочек на 28-е сутки хранения. Дорожный бетон делится на марки (ГОСТ 8424—72) по пределу прочности на растяжение при изгибе — 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50 и 55; по пределу прочности при сжатии —75, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400 и 500.

Цементный бетон для дорожного строительства должен обладать заданной по проекту прочностью, которая зависит в основном от его плотности. Это свойство бетона обусловлено правильным подбором его состава, качеством приготовления и укладки в покрытие цементобетонной смеси.

Читать далее: Черные металлы

Категория: - Общие сведения об автогрейдерах

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Современные материалы для автомагистралей | GeoSM

Современные материалы для строительства дорог выпускаются в соответствии со стандартами, действующими в стране. Это необходимо для обустройства дорог покрытием повышенной надежности. Достижению этих параметров способствует приобретение высококачественных геосинтетиков по экономичной стоимости в компании GeoSM, занимающейся производством всего ассортимента материалов и их оптовыми продажами.Для материалов, используемых в строительстве дорог, мы разработали уникальную, запатентованную технологию по производству наших материалов. Мы много лет специализируемся на изготовлении высококачественных и уникальных геосинтетиков Геофлакс:

 

Купить материалы Геофлакс

Мы гарантируем, что все материалы для строительства автомобильных дорог соответствуют требованиям, предъявляемым регулирующими организациями.

Современное дорожное строительство

Принципы современного строительства дорог состоят в том, что необходимо создать эластичную основу повышенной прочности под покрытие дорог. Материалы, используемые в дорожном строительстве, предназначены для увеличения эксплуатации, и повышения устойчивости при возникающих нагрузках. Для инфраструктуры, связанной с транспортом, всегда имеются угрозы разрушений из-за огромных нагрузок.

Повысить качество строительства можно благодаря рациональному использованию геосинтетических материалов, отличающихся экологической безопасностью, в сочетании с доступностью цен. Благодаря применению инновационных технологий в комплексе с новейшими материалами в дорожном строительстве строители добиваются наращивания темпов стройки. При этом никакого ущерба для качества покрытия не существует.

Технология строительства дорог в 21 веке

В программе технологии строительства дорог в 21 веке занимаются:

  • Разработкой проекта с учетом изысканий по геодезии.
  • Расчисткой полосы, используемой для отвода.
  • Подготовкой места, заключающейся либо в удалении старого покрытия, либо в подготовке грунта к созданию дороги.
  • Укладкой дорожного полотна и материалов, применяемых в дорожном строительстве, в соответствии с технологией.

Для соответствия требованиям нормативов необходимо перед принятием решений по проекту позаботиться о проведении инженерных изысканий. Основные этапы строительства дорог и магистралей состоят из подготовки основания в соответствии с существующими нормами, пользования геосинтетическими дорожными материалами при укладке оснований.

Инновационные материалы в дорожном строительстве

Наряду с традиционно использующимися материалами (щебнем и песком) в программу технических заданий по строительству дорог включается применение геосинтетиков. Строители активно пользуются ассортиментом качественных геосинтетических материалов, что обеспечивает заказчиков надежными покрытиями из асфальта или бетона, эстакадами и мостами.

Благодаря использованию инновационных материалов для дорог добиваются повышения износоустойчивости, достигают снижения стоимости обустройства дорог и уменьшения периодичности осуществления ремонтов.

Геосинтетические материалы в дорожном строительстве

Благодаря геосинтетическим материалам в дорожном строительстве дороги обеспечиваются надежными покрытиями. Это способствует повышению износоустойчивости в сочетании со снижением стоимости дорожных работ и увеличением периодов проведения ремонта.

Геотекстиль Геофлакс для дорожного строительства

Использование геотекстиля для строительства дорог гарантирует:

  • 25%ую экономию стройматериалов;
  • устойчивость дорожного пирога,
  • предотвращение плывучести;
  • надежность связывания конструкции.

Геосетка Геофлакс для дорожного строительства

Применение геосетки для строительства дорог дает возможность для улучшения характеристик по эксплуатации и снижения затрат на 45%. Геосетка при эксплуатации показывает высокую устойчивость к процессу деформирования.

Преимущество использования геосинтетики для строительства дорог

Современное строительство требует стремиться к увеличению периода эксплуатации новых материалов, применяемых в строительстве дорог. Нам отлично известно, что долговечность дорог зависит от соответствия всем запросам отрасли, проведения работ в соответствии с нормами существующих стандартов.

Купить материалы Геофлакс

Невысокая стоимость не оказывает ущерба качеству нашей продукции. С инновационными материалами в дорожном строительстве от компании GeoSM добиваются существенного ускорения работ по строительству дорог. Применять геосинтетику GeoSM рекомендуют профессионалы.

Подписаться на рассылку Полезной информации можно через форму ниже:

geo-sm.ru

Материалы для дорожного строительства

В дорожном строительстве применяется большое разнообразие стройматериалов. Они отличаются различными свойствами, назначением и стоимостью. Основным дорожным материалом являются грунты, также используется щебень, шлаки, гравийные смеси, вяжущие материалы, изделия из железобетона. Чтобы снизить стоимость работ по сооружению дорожного полотна практикуется использование местных материалов и отходов промышленности.

Виды дорожных материалов

Различные материалы применяются для различных нужд. Одни используют для сооружения самого дорожного полотна, другие для укрепления откосов, третьи для организации водоотвода и т.д. Давайте кратко рассмотрим основные из них.

Грунты

Как правило, в дорожном строительстве используются грунты с песчаными, пылеватыми и глинистыми частицами. В зависимости от условий подбирается их оптимальное соотношение в составе, но иногда нужные пропорции встречаются и в природе. Такие грунты являются медленно размокающими и плотными, они отлично сопротивляются внешнему давлению.

Гравийные материалы

Этот дорожный материал представляет собой рыхлую смесь из обломков горных пород. Они имеют округлую форму и размеры от 2 до 70 мм. Гравийные материалы делят на следующие фракции:

  • Очень мелкие (2-10 мм)
  • Мелкие (10-20 мм)
  • Средние (20-40 мм)
  • Крупные (40-70 мм)

Более крупный гравий применяют в нижних слоях дорожных одежд, тогда как в верхних нельзя использовать гравий размерами более 40 мм.

Щебень

Щебень широко применяется в дорожном строительстве. Он является продуктом дробления скальных пород. Он также имеет размеры от 2 до 70 мм и делится на две основные категории:

  1. Скального происхождения, доломитный, известняковый. Как правило, такой щебень используют для сооружения основания дороги.
  2. Из магматических и метаморфических пород, таких как гранит и габбро. Используется для создания нижних слоев полотна.

Фракции щебня часто имеют приближенные к кубовидной форму, что придет ему большую трещиностойкость и повышает срок эксплуатации дороги.

Вяжущие материалы

Вяжущие материалы разделяют на два типа – минеральные и органические.

Минеральные

Минеральные вяжущие материалы представлены в виде портландцемента и гашеной извести. Используются главным образом для укрепления грунтов. Подмешивание их в грунт придает ему большую прочность и улучшает его механические свойства. При этом известковые вяжущие материалы рекомендуется использовать исключительно в южных районах, так как укрепленный ими грунт имеет недостаточную морозостойкость.

Органические

В эту группу вяжущих материалов входят битум и деготь. Они входят в состав асфальтной смеси. Обволакивая частицы грунта и щебня и заполняя поры, такие материалы придают дорожному полотну устойчивость и хорошее сцепление составляющих. Поверхность дороги становится водонепроницаемой, а минеральные частицы практически не сдвигаются под действием нагрузок от колес транспорта.

Железобетонные изделия

Железобетонные изделия нашли широкое применение в дорожном строительстве. Для разных целей применяют весьма разнообразный ассортимент изделий. Это дорожные плиты, лотки, фундаменты, конструкции укрепления откосов. Полный перечень ЖБИ для дорожного строительства можно посмотреть на этом сайте.

В отдельных случаях железобетонные изделия используются, как основной материал для сооружения полотна. Это дорожные плиты, которые используются для создания постоянных и временных дорог.

Другой вариант применения ЖБИ носит вспомогательный характер. Эти изделия применяются для таких нужд:

  • Для организации водоотвода (водосточные и дренажные лотки, колодцы)
  • Для укрепления откосов насыпей (решетки, плиты, блоки упора)
  • Для разграничения проезжей части (бордюрный камень)
  • Для организации дорожного движения (опоры дорожных знаков, ограждения)

hvosty.ru


Смотрите также