Строительство железной дороги красноярский край


История Красноярской железной дороги

Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком.

 

Осенний пейзаж.

Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, с сооружением которой в конце XIX - начале XX вв. появились новые возможности для развития Сибири. Транссиб в начале XX века состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китайско-Восточной. Основная линия Красноярской железной дороги Мариинск - Тайшет строилась как часть Средне-Сибирской магистрали.В 1886 г. иркутский генерал-губернатор А. И. Игнатьев ходатайствовал о необходимости ускоренного строительства Средне-Сибирской железной дороги, конечными пунктами которой были названы Томск, имеющий хорошую транспортную водную связь с Екатеринбург-Тюменской железной дорогой, и Иркутск.В 1887-1888 гг. были проведены предварительные рекогносцировочные работы. В 1892 г. министр путей сообщения С. Ю. Витте доложил Государственному совету о необходимости проведения дополнительных изысканий. В этом же году были выделены средства и проведены изыскания от станции Почитанской (предполагаемый конечный пункт Западно-Сибирской магистрали) до Мариинска. В апреле 1893 г. были завершены проектно-изыскательские работы на участке Обь-Красноярск.В феврале 1893 г. Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление трассы Средне-Сибирской дороги от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск и Ниждеудинск до Иркутска. В марте 1893 г. было организовано Управление строительства Средне-Сибирской дороги во главе с инженером Н. П. Межениновым, который в 1877 - 1878 гг. руководил изыскательскими работами на участке Томск - Тайга - Иркутск. В 1896 г. планировалось построить участок от Оби до Красноярска (760 км), после этого начать прокладку отрезка от Красноярска до Иркутска (1070 км) и закончить ее осенью 1900 г. В мае 1893 г. начались строительные работы - были уложены первые 25 км пути от станции Обь.Природные условия края оказались сложными и малоизученными. Вечная мерзлота, суровая зима, непроходимые леса создавали для строителей большие трудности. Отсутствовали достоверные данные о многочисленных реках. Поскольку Средне-Сибирская железная дорога была удалена от транспортных коммуникаций и проходила по малозаселенным территориям, квалифицированные рабочие (плотники, каменщики, столяры, кузнецы, путейцы) ехали из Центральной России. В связи со слабым развитием промышленности в крае, стройматериалы завозились издалека. Камень, дерево, гравий и песок использовались местные, однако отсутствие надежных грунтовых дорог делало их доставку крайне неудобной. В декабре 1895 г. на участке Обь-Красноярск было открыто рабочее движение. Путь прокладывали одновременно по четырем направлениям: от 190-го км до Ачинска, от реки Чулым в западном направлении до Оби, от реки Чулым в восточном направлении на Красноярск и от Красноярска в западном направлении. Рельсы доставлялись по реке Чулым с Николаевского завода братьев Бутиных, а также с других заводов по северному морскому пути и Енисею. В 1895 г. началось сооружение мостового перехода через одну из самых больших сибирских рек - Енисей. Проект моста подготовил известный петербургский инженер путей сообщения профессор Лавр Дмитриевич ПроскуряковСтроительством руководил инженер Евгений Карлович Кнорре, выпускник Берлинской ремесленной школы и Цюрихского политехникума, работавший на сооружении мостов через Днепр и Волгу. В 1895 году Е. К. Кнорре прибыл в Красноярск и в качестве технического руководителя проекта и генподрядчика приступил к строительству железнодорожного моста через Енисей. 30 августа 1896 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор. 28 марта 1899 года мост, получивший название "Царский", был открыт для движения поездов. Этот день стал настоящим праздником для жителей города и многочисленных гостей. Тогда же родилась идея представить макет моста в качестве составной части экспозиции Великого Сибирского пути на первой Всемирной технической выставке в Париже. В 1900 году решением жюри железнодорожному мосту через Енисей была присуждена Большая Золотая медаль (Гран-при).

Открытие моста через Енисей.

Линия Обь - Красноярск была введена в строй в январе 1897 г, а Красноярск - Иркутск в январе 1899 г. Поскольку не удалось соорудить все мосты в срок, в течение первых лет эксплуатации дороги через некоторые небольшие реки осуществлялась паромная переправа, а зимой рельсы прокладывали по льду. Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной с пропускной способностью три пары поездов в сутки. Небольшие мосты возводились деревянными. Вокзальные помещения на станциях также строились из дерева, исключением можно назвать каменное здание вокзала в Красноярске. 17 декабря 1899 г. Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены в Сибирскую железную дорогу. Первоначально пропускная способность дороги составляла 3,5 пары поездов в сутки, скорость товарного поезда 12-14 вёрст в час, пассажирского - 20 вёрст в час. В 1900 г. на Сибирской железной дороге было 30 станций и 42 разъезда. Были построены станции: Исиль-Куль, Мариановка, Омск, Колония, Татарская, Карачи, Тебисская, Каинск, Кожурда, Каргат, Поломошная, Литвиново, Тайга, Чулым, Дупленская, Кривощёково, Обь, Сокур, Ояш, Болотное, Берикульская. Дорога строилась по облегчённым климатическим условиям. Путь был уложен на суженном земляном полотне, шириной 18 фунтов, количество шпал на километре - 1300-1400 шт. В эксплуатации применялись паровозы серии ОВ мощностью 500 лошадиных сил.Уже во время строительства дороги стало ясно, что заданная пропускная способность не отвечает потребностям в пассажирских и особенно грузовых перевозках. B 1898 году для усиления дороги была создана специальная комиссия под председательством инженера К.А. Михайловского. В 1904 г. началась прокладка второго пути, с заменой 18-фунтовых рельсов на 20-фунтовые, и деревянных мостов - на каменные. 1 января 1915 г. Сибирская дорога была разделена на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую дороги. Основные участки современной Красноярской дороги в то время были в составе Томской железной дороги.В 20-30-е годы были проложены ветви через горные хребты Саян к месторождениям угля, руды, лесным массивам, берегам больших рек. В 1922-1926 гг. построена линия Ачинск - Абакан, связавшая южные районы Красноярского края, Хакасскую автономную область и Туву с другими экономическими районами страны. В 1934 г. Забайкальская и Томская дороги объединены в Восточно-Сибирскую с управлением в г. Иркутске. В 1936 г. из состава Восточно-Сибирской железной дороги выделена Красноярская дорога (г. Красноярск). В 1949 г. открыто строительство Южно-Сибирской линии на участке Новокузнецк - Абакан. В 1950 г. началось сооружение линии на Абазу - крупное железорудное месторождение Хакасии. В 1961 г. Красноярская дорога снова вошла в состав Восточно-Сибирской. В 60-е годы построены линии Ачинск - Лесоссибирск, Красная Сопка - Кия - Шалтырь, Камышта - Саяно-Шушенская ГЭС. В конце 1965 года в постоянную эксплуатацию вступил 647-километровый участок Абакан-Тайшет - электрифицированная магистраль высокого класса. В 70-е гг. введена в эксплуатацию линия Решоты - Карабула, которая имеет продолжение в район Богучарской ГЭС. В 1979 г. Красноярская железная дорога стала самостоятельной административной единицей с управлением в Красноярске.

xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--p1ai

Красноярская железная дорога - сердце Транссиба

Красноярск – один из старейших сибирских городов, центр удивительного и прекрасного края. В городе на Енисее существует множество достопримечательностей известных по всей стране и за рубежом: часовня Параскевы Пятницы и Коммунальный мост, изображенные на десятирублевой купюре, памятник «Царь-рыба» из произведения Виктора Петровича Астафьева, неповторимый заповедник «Столбы», Ботанический сад, музей-усадьба художника В. И. Сурикова… К местным красотам относится и новое здание железнодорожного вокзала, построенное сравнительно недавно – в 2004 году. А как появилась Красноярская железная дорога?

Из истории

История Красноярской железной дороги весьма увлекательна. Несмотря на то, что как отдельная единица она функционирует всего лишь с 1979 года, путь через город возник еще более ста лет назад – в конце девятнадцатого века. В 2017 году он отмечает свое 118-летие.

Красноярская железная дорога является центром Транссибирской магистрали, проходящей практически через всю страну. Сначала связь появилась лишь с Новосибирском (тогда он был Новониколаевском), поскольку в Красноярске еще только строился мост через Енисей, который соединял бы левый и правый берега. В 1899 году поезда стали ходить и до Иркутска.

К сожалению, до наших дней не сохранилось старинных фото Красноярской железной дороги, однако есть снимки строительства Транссиба – а это ведь практически одно и то же.

Данный путь именовался тогда Средне-Сибирским и пропускал не более шести поездов за день. Впрочем, уже в конце того же года его объединили с Западно-Сибирским путем. Пропускная способность увеличилась, а дорога получила название просто Сибирской.

В 1915 году из ее состава выделили несколько независимых дорог, в частности, Томскую (туда и относился нынешний Красноярский путь). Спустя почти двадцать лет из Томской железной дороги образовалась отдельная Восточно-Сибирская, из которой в 1936 году вышла Красноярская железная дорога.

Как же в 1936, если в начале статьи говорится о ее автономном существовании с 1979 года? Тем не менее все верно. Впервые функционировать отдельно она начала именно в тот период – и продержалась до 1961 года. За это время были построены участки, соединившие Новокузнецк и Абакан, Ачинск и Лесосибирск, появилась связь с Абазой. Но в 1961 году Красноярскую магистраль вновь включили в состав Восточно-Сибирской железной дороги – на 18 лет. Когда же, наконец, Красноярская железная дорога опять обрела самостоятельность, сразу и выросло количество грузов. Улучшилась и организация перевозок.

Нынче Красноярская железная дорога состоит из трех отделений – Красноярского, Ачинского и Абаканского, а ее начальником уже более десяти лет является Владимир Рейнгардт. С конца 2004 года функционирует новое здание вокзала, которое признано одним из лучших и удобных в Зауралье. Каждый год Красноярская железная дорога увеличивает показатели перевозок.

Технические характеристики

Красноярская железнодорожная магистраль насчитывает на своем пути 179 станций, больших и малых. Крупнейшей является Красноярск, сортировочной – Красноярск-Восточный в Березовском районе края. Она входит в число главных сортировочных станций страны. Интересно, что по ее принципу в дальнейшем были созданы другие сортировочные станции в России.

Протяженность всей Красноярской железной дороги более трех тысяч километров. На всем пути ее пролегания построено 17 тоннелей разной длины, тысяча с лишним мостов и виадуков, а количество ее сотрудников поражает своей цифрой – 28 тысяч 950 человек!

А что особенного?

Хоть Красноярская железная дорога и не входит в число крупнейших по протяженности, она достаточно уникальна в своем роде. Начать с того, что дорога называется красноярской, а проходит, помимо своего, еще аж через целых три российских региона – республику Хакасию, Иркутск и Кемерово! Схема Красноярской железной дороги выглядит как витиеватая россыпь ответвлений, проходящих через крошечные станции края и заглядывающих в соседние области.

Поскольку Красноярск лежит в самом центре страны, железная дорога этого региона соединяет Западно-Сибирскую магистраль с Восточно-Сибирской, охватывая территории с обширными лесными, металлургическими или энергетическими запасами. Красноярский край богат различными ресурсами, полезными ископаемыми, здесь производится достаточно большое количество разнообразной продукции, и весь груз поставляется именно по Красноярской железной дороге. По объемам перевозки она входит в число лидирующих.

В военное лихолетье

В тяжелые годы Великой Отечественной войны всем пришлось несладко. Красноярская железная дорога отпустила на фронт 16-18 тысяч своих сотрудников. Трудиться вместо них стали женщины. Вместе с оставшимися мужчинами они выполняли огромный объем работ – например, эвакуацию заводов и фабрик с запада. Неподъемные многотонные станки снимались с платформ вручную. Создавались мины и снаряды, а также специальные поезда – «Серго Орджоникидзе»: санитарные или танкоремонтные. Один такой паровоз стоит сегодня на привокзальной площади Красноярска.

Этим можно гордиться

Мало быть уже построенной сетью с отлаженным режимом работы. Даже на железной дороге всегда есть, куда развиваться. Так, например, с целью хозяйственного освоения богатых северных территорий Сибири планируется строительство Северо-Сибирской магистрали, которая пройдет через Лесосибирск – небольшой городок возле Красноярска.

Уже пять лет в Красноярске действует проект «Городская электричка» - лишняя возможность жителям удобно и без пробок добраться по своим делам. Он предусматривает не только движение электропоездов по Красноярску, но и ремонт пассажирских платформ. К Зимней универсиаде 2019 года планируется и строительство новых перронов, чтобы все желающие спокойно могли попасть на место Игр. А еще жители могут следить онлайн за прибытием электричек.

Вот чего нет на Красноярской железной дороге, так это прямого поезда до Санкт-Петербурга. Однако эта оплошность потихоньку ликвидируется – так, запущен детский поезд до Северной столицы. А для взрослых (ну, конечно, и для детей тоже) теперь существует туристический маршрут до Дивногорска – небольшого городка в 20 километрах от Красноярска. Интересен он тем, что останавливается в деревне Овсянка – родине великого писателя Виктора Петровича Астафьева. Сойдя на этой платформе, все желающие могут дойти до его дома-музея и побольше узнать о жизни и творчестве известного земляка.

А еще по Красноярской железной дороге уже несколько лет курсирует медицинский поезд «Святитель Лука», названный так в честь профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. Он делает остановки на разных станциях, и все нуждающиеся могут прийти и получить помощь.

Музей – это интересно!

Для всех, кому небезразлична Красноярская железная дорога, работает музей ее истории, где можно услышать различные факты, увидеть необычные экспонаты и эксклюзивные документы. Он функционирует с 1987 года. Есть там даже кабинет начальника станции девятнадцатого века! Всего в музее шесть залов. Он находится в центре города, недалеко от управления Красноярской железной дороги, по адресу: проспект Мира, 101.

Эта железная дорога по-своему уникальна, ее также можно считать достопримечательностью края, и уж красноярцы, как минимум, обязаны знать о ней чем больше, тем лучше!

fb.ru

1891 г. Начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

1891 г. Начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

В конце 1886 г. на совещании комитета министров Российской империи была признана необходимость строительства железнодорожной магистрали, соединяющей Европейскую Россию с портом Владивосток. В 1887 г. эту идею поддержал император Александр III. В том же году начались изыскательские работы для определения основных направлений железнодорожной линии и приблизительной стоимости постройки будущей магистрали. Для ведения изысканий были сформированы Среднесибирская, Забайкальская, Уссурийская экспедиции.

В начале 1891 г. началось само строительство дороги, которое одновременно велось с двух направлений - с запада (от железнодорожной станции Челябинск) и с востока (от Владивостока). Официальным началом строительства магистрали считается 19 (31) мая 1891 г., когда на закладке участка пути под Владивостоком, в местности Куперовская падь, присутствовал цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II).

Несмотря на то, что работы производились практически вручную, строительство магистрали было осуществлено в короткий по тем временам срок. В 1903 г. было уже установлено регулярное сообщение из Санкт-Петербурга до Владивостока и Порт-Артура. По отдельным направлениям работы продолжались до 1916 г.

   Центральная часть Транссибирской магистрали прошла по территории Енисейской губернии. Еще в 1887 г. члены Красноярской городской думы, узнав о решении построить магистраль и начале изыскательских работ на участке Томск – Красноярск, писали иркутскому генерал-губернатору А.П. Игнатьеву «…это решение и … быстрое его осуществление произвели на г. Красноярск необычайно сильное и вместе необычайно отрадное впечатление. Железная дорога в Сибири – это та сила, отсутствие которой не дозволяло Сибири быть тем, чем она должна быть по своим естественным условиям…». 

К декабрю 1895 г. были закончены работы на участке станция Обь (вблизи поселка Новониколаевск – ныне Новосибирск) - Красноярск и 6 декабря 1895 г. красноярцы встретили первый поезд. Поезд прибыл в 3 часа дня. Вокзал был празднично украшен зеленью, надписями, флагами. Играл военный оркестр. На торжество собрались тысячи горожан. Появление поезда было встречено хлебом-солью и громогласным «Ура». 

А в зимний полдень 16 февраля 1897 года на станцию Заозерная (восточнее Красноярска) прибыл первый поезд с востока. Это был товарно-пассажирский поезд № 4. В его составе находились багажный, почтовый, арестантский вагоны, пассажирский вагон, разделенный на первый и второй классы, и два вагона третьего класса. С открытия станции Заозерная началось регулярное пассажирское движение на участке между станциями Красноярск (правый берег Енисея) - Канск. Ходили поезда из Канска по средам, пятницам, воскресеньям, обратно по вторникам, четвергам и субботам. Однако отсутствие железнодорожного моста через Енисей делило Транссибирскую магистраль на две части.

  30 августа 1896 г. такой мост был заложен в районе Красноярска. Строительство моста осуществлялось под руководством  инженера-механика Е.К. Кнорре. Автором проекта был профессор Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков, получивший в 1900 г. на Всемирной Парижской выставке золотую медаль за этот проект. Мост протяженностью около километра был установлен на пяти речных и двух береговых быках и двух устоях. Все его фермы (шесть главных и две береговых) были сделаны из листового железа. Открытие моста состоялось 28 марта 1899 г. 

Строительство Транссибирской магистрали оказало существенное влияние на экономическую и социальную жизнь региона. На всем протяжении железной дороги создавались железнодорожные станции, из которых позже вырастали новые крупные промышленные населенные пункты. Потребность в большом количестве специалистов, связанных с железной дорогой - путевых сторожей, стрелочников, сцепщиков вагонов, кондукторов, проводников, ремонтных рабочих, кочегаров, а также рабочих железнодорожных мастерских - вызвало приток переселенцев из Европейской России. При этом свободные вакансии заполнялись и местными уроженцами – крестьянами, ссыльными, представителями городского населения.   

Центральным пунктом Средне-Сибирской железной дороги стал город Красноярск. В городе создаются крупнейшие предприятия Сибири того времени – депо и Главные железнодорожные мастерские в составе вагонного, сборочного, электромеханического и токарного цехов. В 1898 г. на них уже работает 2000 рабочих. С увеличением числа рабочих и служащих, живущих в Красноярске, происходит расширение города - пустыри около линии железной дороги в районе Красноярска заселяются и появляются новые городские районы: Николаевская и Алексеевская слободы.   

В.В. Чернышов ведущий архивист КГКУ «ГАКК»

список статей

xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai

Узкоколейные железные дороги Красноярского края

В Красноярском крае до 1970-х годов имелось значительное число лесовозных узкоколейных железных дорог.

Все лесовозные узкоколейные железные дороги, находившиеся в ведении лесозаготовительных предприятий, входивших в объединение «Красноярсклес», были официально закрыты в 1970-х годах. Скорее всего, в более поздние годы в Красноярском крае продолжали работать узкоколейные железные дороги, находившиеся в ведении исправительно-трудовых учреждений (они были расположены на территории Нижнеингашского района).

По состоянию на 2005 год, в регионе почти не осталось сохранившихся узкоколейных железных дорог. Сохранилась лишь незначительная по своим масштабам Красноярская (Малая Красноярская) детская железная дорога, наземные участки рельсовых путей на некоторых шахтах. Кроме того, действуют временные подземные узкоколейные железные дороги в строящихся тоннелях Красноярского метрополитена. Они имеют короткий выход на поверхность между строящимися станциями Высотная и Копыловская.

АБАНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Бузан. Начальный пункт — посёлок Бузан, расположенный на правом берегу реки Бирюса.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году (состояние местности на 1960-е годы).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.

БАЛАХТИНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Конжул. Начальный пункт — посёлок Конжул.

Узкоколейная железная дорога и прилегающая местность на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1977 году.

Возможно, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала на протяжении относительного непродолжительного периода времени. Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

БЕРЁЗОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи) в окрестностях населённого пункта Маганская. Возможный начальный пункт — населённый пункт Маганская, расположенный вблизи станции Маганская на железнодорожной линии Ачинск — Уяр.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году (нанесена условно).

По информации от В. Бортникова, в 1950-е годы вблизи станции Маганская имелся рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для вывоза леса. Использовалась конная тяга. Не исключено, что позднее появилась локомотивная тяга, рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.

На рельсовом пути узкой колеи (узкоколейной железной дороге) имелся населённый пункт Каракуша. Он был закрыт в 1970-х годах либо ранее.

Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.

Цитата из материала «Дед Пескарь», автор — Владимир Бортников (http://blogs.mail.ru/mail/bortnikov53/514C1336EEC953E4.html ):

Пошли на традиционное место сбора шишки, где рос сплошняком столетний кедр. Идём вдоль узкоколейки, которая поднимается вверх по ущелью. Нас нагоняет состав из платформ для перевозки брёвен. Только вместо паровоза в этот состав запряжены три лошади, идущие по шпалам друг за другом. Мы уселись на платформы и уже с комфортом углублялись в тайгу. Постукивали изредка колёса на стыках рельс. Погода прелесть, тёплая осень. Запах тайги будоражил наше обоняние, дед Пескарь рассказывал очередную историю. Но мало кто его слушал, не каждый день удаётся прокатиться по узкоколейке.

Железная дорога закончилась вскоре как проехали деревню Каракушу. Нам предстояло идти на восток к заветным Кедрачам.

...

Медведь начал наглеть и приблизился на 100-200 метров. Но не нападал, смотрел, как мы вытаскиваем орех из тайги. После обеда. Напрочь уставшие! Добрались до желанной узкоколейки. Состав стоял гружёный стволами от деревьев, готовый помчаться вниз по ущелью. Лошадей и заготовителей древесины не было, видимо тоже шишку долбят. Мы стали поднимать мешки на площадки первого и последнего вагона, где находился штурвалы ручного тормоза. Эти лесовозные платформы имели механическую систему тормозов. И дед Пескарь шепелявя объяснял, что резко тормозить нельзя, а на крутых поворотах нужно притормаживать, чтобы вагоны не завалились.

Состав медленно начинает трогаться, постепенно отпускаются тормоза. Мы с комфортом едем вниз по ущелью. Грохот колёс такой, что о переговорах с первым и последним вагоном стоит забыть. Все команды на торможение подавались жестами. Жить хочется всем! Не стоит на всей скорости врезаться в тупик, где происходит разгрузка брёвен. Подъехали к лесоскладу плавно! Сторож выскочив из избушки был в шоке. Начал кричать на нас. Это Государственная собственность! Вас охальники под суд нужно отдать! Мы свалили на деда, что он главный, а мы не причём. Просто попутно сели. Дед, аж возгордился! Тяперча на слуху будет имя деда Пескаря во всех ближайших деревнях. Дед пескарь — таксует на узкоколейке! Короче спас он нас от криминала.

Затем выяснилось наш дедушка, вообще не щелкает орех уже лет 20. По причине отсутствия зубов. Продал орешки на станции Маганская. Деда давно уже нет, похоронили. Да и деревня Каракуша и та самая железная дорога лесозаготовителей канули в историю. А слухи о похождениях деда Пескаря до сих пор пересказывают…

БИРИЛЮССКИЙ РАЙОН (центр района — село Новобирилюссы)

Узкоколейная железная дорога предприятия лесной промышленности в посёлке Малая Кеть. Начальный пункт — посёлок Малая Кеть, расположенный вблизи станции Малая Кеть на железнодорожной линии Ачинск — Лесосибирск.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1980-х годах либо ранее.

__________________________________________________________________________________________________

Линёвская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Линёво, находившийся вблизи правого берега реки Чулым.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году (западная часть), 1965 году (восточная часть). Обозначена только в западной части.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году (западная часть), 1982 году (восточная часть)

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на архивных данных бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1956 году.

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 40 километров. Вблизи начальной точки узкоколейной железной дороги, на берегу реки Чулым, находился посёлок Линёво, в 5 километрах от него — посёлок Проточный, в котором находилась главная станция узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ РАЙОН (центр района — город Дудинка)

Узкоколейная железная дорога в бывшем населённом пункте Нордвик. Начальный пункт — бывший населённый пункт Нордвик.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога связывала соляной рудник (?) на полуострове Урюнг-Тумус с морским побережеьем (бухта Пионер). Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала в 1940-х — 1950-х годах.

Возможно, на узкоколейной железной дороге работал мотовоз производства США (компания «Plymouth»), а также паровозы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 1960-е годы (?).

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в бывшем населённом пункте Илья. Начальный пункт — бывший населённый пункт Илья.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (нанесена условно).

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога связывала угольную шахту с побережьем залива (бухты) Кожевникова в районе мыса Илья. Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала в 1940-х — 1950-х годах.

Возможно, на узкоколейной железной дороге работали мотовозы производства США (компания «Plymouth»). Они сохранялись здесь спустя многие годы после прекращения работы узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в районе мыса Косистый. Начальный пункт — бывший (?) посёлок Косистый, расположенный на побережье бухты Кожевникова, вблизи мыса Косистый.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога находилась на территории воинской части, принадлежала Министерству обороны.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

Возможно, вблизи побережья бухты Кожевникова в 1940-х — 1950-х годах действовали и другие узкоколейные железные дороги небольшой протяжённости.

ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Качинского известкового завода. Начальный пункт — известковый завод, расположенный вблизи станции Кача на железнодорожной линии Ачинск — Уяр.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога на Качинском известковом заводе действовала ориентировочно до 1960-х годов. Заменена железной дорогой широкой колеи.

http://memorial.krsk.ru/martirol/ad_ak.htm — упоминание узкоколейной железной дороги

ЕНИСЕЙСКИЙ РАЙОН

ЗАТО ЖЕЛЕЗНОГОРСК

Лесовозная узкоколейная железная дорога в городе Железногорске. Начальный пункт — город Железногорск.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году (нанесена условно). Город Железногорск на карте не был обозначен из соображений секретности.

Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза леса из лесных массивов к местам строительства жилых и производственных объектов города Железногорска (на момент строительства — Соцгород). Железногорск (Соцгород) изначально строился как центр атомной промышленности, город с момента начала строительства был засекречен.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1953 году. Узкоколейная железная дорога обеспечивала вывоз леса для многочисленных объектов на строительстве Соцгорода (первоначально многие здания были деревянными). Главная линия пролегала вдоль реки Кантат.

Цитата из публикации «Как строилась железная дорога», опубликованной в газете «Вестник ГХК», №9 (250), август 2002 года, автор — Н. И. Неклюдов, начальник УЖТ Красноярского горно-химического комбината:

В 1953 году была построена и начала действовать железная дорога узкой колеи на паровозной тяге с шириной колеи 750 мм, протяжённость этой железной дороги от места заготовки древесины до ДОКа управления строительства была 27-29 км. У этой железной дороги был очень сложный профиль, так как она проходила по пересечённой местности лесного массива, шла по ущелью, где протекала извилистая речка Кантат.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1960-х годах.

По состоянию на 2010 год, напоминанием о существовавшей когда-то узкоколейной железной дороге служит название улицы Узкоколейной в городе Железногорске.

КАНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в городе Канске. Начальный пункт — кирпичный завод на юго-восточной окраине города Канска.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1963 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.

Узкоколейная железная дорога обслуживала кирпичный завод, предназначалась для перевозки глины от карьера до завода. Согласно топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1990-х годов.

КОЗУЛЬСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога кирпичного завода (?) в посёлке Козулька. Начальный пункт — кирпичный завод (?) на северо-восточной окраине посёлка Козулька.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (состояние местности на 1950-е годы).

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была разобрана не позднее 1970-х годов.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в посёлке Новочернореченский. Начальный пункт — посёлок Новочернореченский, расположенный у станции Чернореченская на железнодорожной линии Ачинск — Уяр.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1981 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (состояние местности на 1950-е годы).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Частично узкоколейная железная дорога была проложена проложена по насыпи участка Средне-Сибирской (Транссибирской) железной дороги, который после реконструкции остался стороне от ныне действующей линии.

На узкоколейной железной дороге имелся лесной посёлок Октябрьский.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.

ГОРОД КРАСНОЯРСК

Красноярская (Малая Красноярская) детская железная дорога. Начальный пункт — станция Юбилейная, расположенная в городе Красноярске. Ширина колеи — 508 мм.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога Красноярск — Бадалык. Начальный пункт — город Красноярск.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году.

Узкоколейная железная дорога по направлению Красноярск — Бадалык была открыта в 1943 году. Первоначально по ней перевозился бурый уголь из шахты, расположенной вблизи села Бадалык. В 1947 году узкоколейная железная дорога была реконструирована и стала использоваться для регулярных пассажирских перевозок.

Цитата из материала «Военный Красноярск», опубликованного по адресу http://www.ktk.ru/~fap71/war/war%20krsk.html:

1943 год. Жестокие морозы с ноября. Разморожено отопление, кончились дрова. Горсовет отверг предложение пустить на дрова берёзовую рощу за Николаевкой. Для снабжения топливом организована подземная добыча бурого угля в горе Бадалык. По узкоколейной ж.д. уголь пошел в город, спасая людей и рощу.

Цитата из материала «Красноярск послевоенный», автор — Владимир Бортников (http://library.cross-ipk.ru/RK/t-krasnoyarsk-poslevoen.htm):

По левому берегу лишь в 1947 г. была пущена в эксплуатацию двенадцатикилометровая узкоколейная дорога Бадалык-Красноярск, обеспечивавшая подвоз людей к месту работы.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога на Красноярской городской электростанции. Местонахождение — город Красноярск.

Узкоколейная железная дорога была построена в годы Великой Отечественной войны. Она соединяла территорию Красноярской городской электростанции с угольным складом, расположенным вблизи станции Красноярск на железной дороге широкой колеи.

Цитата из материала «Исторические сведения», опубликованного на официальном сайте ОАО «Красноярскэнергосбыт» (http://es.krasnoyarsk.ru/history.php):

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 2 июля 1943 года и приказом Народного Комиссара электростанций от 4 июля 1943 года №131 было образовано Красноярское районное энергетическое управление «Красноярскэнерго». Оно создано на базе ТЭЦ-1, имевшей с мая 1943 года турбогенератор мощностью 25 тысяч киловатт и Красноярской городской электростанции мощностью 6 тысяч киловатт, переданной совместным приказом Наркоматов Коммунхоза РСФСР и электростанций от 6 июля 1943 года N 132-376 из коммунального хозяйства в «Красноярскэнерго».

...

Себестоимость кВТ.ч. была очень высокой, особенно городской электростанции, содержать которую заставляла только острая нужда. Один киловатт-часов обходится 10 копеек, при средней себестоимости электроэнергии по системе в целом 1 копейка. Это было вызвано изношенностью оборудования и сложностью доставки топлива.

Из-за нехватки нефтепродуктов доставку угля пришлось организовывать железнодорожным транспортом, для чего от угольного склада основной железной дороги была построена узкоколейная железная дорога, которая проходила по ул. Ломоносова, Бограда через парк культуры до здания ГорЦЭС и была длиной 3860 метров. В парке пришлось вырубить часть деревьев. На узкоколейке работал паровоз «Артур Коппель» в 60 лошадинных сил, построенный в 1912 году. Он возил 13 вагонеток и две платформы.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1960-х годов.

ГОРОД ЛЕСОСИБИРСК

Узкоколейная железная дорога (?) Лесосибирского мачтопропиточного завода. Начальный пункт — город Лесосибирск.

В настоящее время автор не располагает данными о наличии на Лесосибирском мачтопропиточном заводе полноценной узкоколейной железной дороги. Возможно, здесь имелась не узкоколейная железная дорога, а рельсовый путь узкой колеи (для перемещения вагонеток использовалась канатная тяга).

По состоянию на 2006 год, скорее всего, мачтопропиточный завод закрыт.

МАНСКИЙ РАЙОН (центр района — село Шалинское)

Баджейская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — село Нарва, расположенное на левом берегу реки Мана.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1969 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1930-е годы (возможно, 1937 год). Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». На строительстве узкоколейной железной дороги и на лесозаготовках использовался труд заключённых.

Цитата из материала «Прошлое, настоящее и будущее Манского района»:

В начале 1930-х годов тишина таёжного края была нарушена шумом работающей техники — образовался Унгутский лесопункт, следом начали работу Баджейский и Колбинский леспромхозы. Кадры ковало для них Орешенское ГПТУ, существовавшее до 1970-х годов.

Древесина сибирской тайги является лучшей в мире и пользуется спросом на мировом рынке. С размахом работали лесопромышленные хозяйства, выполняя государственные поставки леса. Один только Унгутский леспромхоз в 70-е годы заготавливал до 400 тыс. кубических метров древесины в год. Большая часть шла для переработки на экспорт.

Для увеличения объёма вывозки леса из лесосек от пос. Орешное до с. Нарва была проложена узкоколейка, но основная доставка леса на переработку шла сплавом. Сотни тысяч кубометров леса ежегодно сплавлялись по реке Мана и её притокам.

В конце 80-х сплав полностью прекратили, и сегодня наша река — вотчина туристов, которая пользуется большим спросом.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана в 1970-х годах. На топографических картах, изданных в 1980-е годы и позднее, узкоколейная железная дорога отсутствует.

Отдельные участки некоторых веток, расположенные в труднодоступной местности, были разобраны в 2005 году.

http://www.kgtrk.ru/maximum/index.shtml?news=5957 — «Сталинской узкоколейки в Манском районе больше нет»

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Бултусук. Начальный пункт — посёлок Бултусук, расположенный на левом берегу реки Колба.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.

НИЖНЕИНГАШСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Решотинского шпалопропиточного завода. Возможный начальный пункт — Решотинский шпалопропиточный завод (находится на окраине посёлка Нижняя Пойма, вблизи станции Решоты).

Решение о строительстве Решотинского шпалопропиточного завода было принято в 1984 году. Фактическое строительство началось в 1988 году, позднее «замораживалось» на некоторый срок. 1 июля 1999 года на заводе была пропитана первая партия шпал.

По неподтверждённым данным, первоначально предполагалось использование на заводе узкоколейной железной дороги. Однако позднее проект был изменён. Решотинский шпалопропиточный завод стал первым (?) в России, на котором вместо узкоколейной железной дороги используются «технологические» пути широкой колеи. Пропиточные цилиндры приспособлены под приём ширококолейных вагонеток.

По состоянию на 2003 год, Решотинский шпалопропиточный завод является одним из крупнейших в России по объёму производства. Скорее всего, узкоколейной железной дороги здесь нет и никогда не было.

http://www.gudok.ru/index.php/print/15134 — материал о Решотинском шпалопропиточном заводе в газете «Гудок», номер за 17 июня 2003 года. Имеется фотография, на которой изображены вагонетки (предположительно, широкой колеи).

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в посёлке Поканаевка. Начальный пункт — посёлок Поканаевка, расположенный у станции Поканаевка на железнодорожной линии Решоты — Карабула.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Возможно, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения.

Возможно, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой, ведущей от станции Решоты в северном направлении, параллельно ныне существующей железнодорожной линии широкой колеи Решоты — Карабула.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.

По неподтверждённым данным, в 1996 году в этом районе происходили съёмки фильма «Сибирский цирюльник», для которых была построена короткая узкоколейная железная дорога (либо использовался сохранившийся участок узкоколейной железной дороги).

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Тильчет. Возможный начальный пункт — посёлок Тильчет.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (состояние местности на 1970-е годы).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Возможно, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.

__________________________________________________________________________________________________

Тинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тинской, расположенный вблизи станции Тинская на железнодорожной линии Уяр — Тайшет.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (состояние местности на 1970-е годы).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году (обозначена разобранной)

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1937 год. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога Тинской — Тины. Начальный пункт — посёлок Тинской, расположенный вблизи станции Тинская на железнодорожной линии Уяр — Тайшет.

Узкоколейная железная дорога на топографическойкарте масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории и назначения этой узкоколейной железной дороги.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

__________________________________________________________________________________________________

Догадаевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Догадаево, расположенный вблизи станции (ныне остановочного пункта) Догадаево на железнодорожной линии Уяр — Тайшет.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году (обозначена разобранной).

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Возможно, она составляла единую сеть с Тинской (?) узкоколейной железной дорогой.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога (?) Решоты — Чунояр — Карабула. Возможный начальный пункт — станция Решоты, расположенная на железнодорожной линии Уяр — Тайшет, в посёлке Нижняя Пойма.

Встречается версия, согласно которой, по направлению ныне существующей железнодорожной линии Решоты — Карабула первоначально, в 1930-х годах, была построена лесовозная узкоколейная железная дорога, строительство велось силами заключённых. Конечный пункт неизвестен (это не станция Карабула). Согласно данной версии, узкоколейная железная дорога имела множество веток, суммарная протяжённость составляла свыше 500 километров.

Строительство железнодорожной линии широкой колеи Решоты — Карабула — Богучаны, согласно официальным данным, началось в 1963 году. По версии наличия узкой колеи на север от Решот — ширококолейная железная дорога Решоты — Карабула — Богучаны строилась параллельно существовавшей с 1930-х годов узкоколейной железной дороге того же направления, после её появления узкоколейная железная дорога была разобрана.

В действительности железная дорога на север от станции Решоты изначально (в 1930-е годы) строилась ширококолейной, узкоколейной она никогда не была (узкоколейные железные дороги примыкали к ней в разных точках, все они вели «вбок», в лесные массивы). В 1960-х годах началось не строительство ширококолейной железной дороги на север от Решот, а реконструкция уже построенного участка.

http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/Gabaidullin.htm — «лагерная» железная дорога от Решот в северном направлении в воспоминаниях З. Габайдуллина

Участок Карабула — Богучаны можно найти в некоторых топографических картах (он обозначен как строящийся). Однако первоначальный проект реализован не был — конечным пунктом стала станция Карабула. Строительство участка Карабула — Ярки (Богучаны) началось лишь в 2009 году.

ГОРОД НОРИЛЬСК

ПАРТИЗАНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Мина. Начальный пункт — населённый пункт Мина, расположенный на правом берегу реки Мина.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.

Узкоколейная железная дорога дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги. Предположительная дата постройки — 1930-е годы.

По неподтверждённым данным, здесь имелись паровозы Гр-314, Гр-315, Кп4-388.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.

УЖУРСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в городе Ужуре. Возможное местонахождение — город Ужур.

Согласно информации, предоставленной С. Костыговым, в 1988 году в адрес ТЧ (тяговая часть = депо) Ужур Красноярской железной дороги поступили тепловозы ТУ7А-3029 и ТУ7А-3036. Данных о существовании узкоколейной железной дороги в Ужуре (помимо детской железной дороги — возможно, к тому времени закрытой) нет.

Возможно, тепловозы были заказаны Красноярской железной дорогой в расчёте на скорый ввод в эксплуатацию Решотинского шпалопропиточного завода. Но строительство завода затянулось на долгие годы. Тепловозы было решено направить в Ужур на временное хранение.

Позднее проект Решотинского шпалопропиточного завода был изменён, было принято решение об отказе от использования на нём узкоколейной железной дороги. Дальнейшая судьба тепловозов неизвестна.

Нельзя исключать и того, что в Ужуре действовала (действует) узкоколейная железная дорога неизвестного назначения.

Не исключается, что тепловозы предназначались для Ужурской детской железной дороги, однако данная версия ничем не подтверждена.

__________________________________________________________________________________________________

Ужурская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Победа, расположенная в городе Ужуре.

Одна из самых малоизвестных детских железных дорог России находилась в Ужуре. Эта детская железная значительно отличалась от остальных детских железных дорог: она была электрифицирована. Здесь работал электровоз ЭД1 (скорее всего, он был построен в единственном экземпляре).

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1951 год. Протяжённость узкоколейной железной дороги первоначально составляла 300 метров, в 1958 году была увеличена до 550 метров.

По неподтверждённым данным, позднее Ужурская детская железная дорога перестала быть электрифицированной, на неё поступили тепловозы либо мотовозы.

Дата ликвидации Ужурской детской железной дороги не выяснена. По утверждению бывшего жителя города Ужура, в 1982-83 годах (когда ему было 5-6 лет), детская железная дорога работала. Ориентировочная дата закрытия движения — конец 1980-х — начало 1990-х годов. Была ли после этого детская железная дорога разобрана — неизвестно.

По одной из версий, на Ужурскую детскую железную дорогу в 1988 году поступили тепловозы ТУ7А-3029 и ТУ7А-3036. Но достоверность этой версии ничем не подтверждена.

Не позднее 1990-х годов Ужурская детская железная дорога была окончательно разобрана.

http://railways750.narod.ru/russian/regions/uzhur/uzhur.htm — материал об Ужурской детской железной дороге на сайте П. Желтова

УЯРСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога (?) Уярского завода огнеупоров. Возможный начальный пункт — город Уяр.

Топографическая карта масштаба 1:200 000 (узкоколейнаяжелезная дорога не обозначена).

Село Уяр возникло в 1760 году. В 1890-х годах здесь была построена станция Уярская на Средне-Сибирской железной дороге (с 1897 года носила название Ольгино, с 1906 года — Клюквенная, с 1973 года называется Уяр).

В 1926 году вблизи станции Клюквенная был открыт Клюквенский завод огнеупоров. Появление завода стало возможным благодаря наличию залежей тугоплавких глин. По неподтверждённым данным, для доставки глины от карьера до завода использовалась узкоколейная железная дорога.

По состоянию на 2006 год, завода огнеупоров в Уяре не существует — он преобразован в керамический завод (?). Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

03.05.2006 © С. Болашенко

назад

на главную страницу

infojd.ru

Красноярская железная дорога. Схема дороги по регионам

Красноярская железная дорога.

Схема Красноярской железной дороги.

Красноярская железная дорога.

Красноярская железная дорога связывает Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую дороги, является основной транзитной линией, находится в середине Транссиба. Большая часть дороги проходит по территории Красноярского края и Республики Хакасия.

Эксплуатационная длина Красноярской железной дороги — 3157,9 км. С 1959 года работает на переменном токе.

Регулярное движение поездов по Красноярской дороге между Новосибирском и Красноярском открыто в 1898 году, между Красноярском и Иркутском — в 1899 году после завершения строительства крупнейшего железнодорожного моста в Азии через Енисей.

Красноярская железная дорога образована в 1936 году. В период 1961—1979 годов дорога входила в состав Восточно-Сибирской железной дороги. 17 января 1979 года Красноярская дорога выделена из Восточно-Сибирской железной дороги.

1 октября 2003 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Красноярская железная дорога» вошло в состав ОАО «Российские железные дороги» на правах территориального филиала.

Красноярская железная дорога в 2008 году перевезла 4,099 миллионов пассажиров в дальнем сообщении и 12,378 миллионов в пригородном. В 2008 году дорогой перевезено 68,2 миллионов тонн различных грузов. Основная номенклатура перевозимых грузов включает уголь, лес, руду, строительные материалы и наливные грузы.

В состав Красноярской железной дороги входит 97 структурных подразделений: 176 станций, 17 дистанций пути, 6 путевых машинных станций, 10 дистанций сигнализации и связи, 18 контейнерных площадок и другие производственные подразделения.

Красноярский вокзал считается одним из самых красивых и удобных на территории Зауралья. В новом здании установлено 16 билетных касс. Увеличена площадь вокзала. Улучшилось сервисное обслуживание пассажиров.

4 июня 2005 года открылась обновленная привокзальная площадь станции Красноярск-Пассажирский. Она увеличилась в общей сложности на полторы тысячи метров. Красноярская привокзальная площадь — единственная в стране, украшенная геральдической символикой.

Согласно стратегии Развития России в 2010 году началось строительство железной дороги в Туву от станции Курагино до Кызыла. После завершения строительства предполагается передать данную дорогу под управление Красноярской железной дороги.

Численность работающих на Красноярской дороге — 31 тысяч человек.

Красноярская железная дорога пролегает в четырех регионах России – Красноярском крае, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областях. Все они обладают значительными энергетическими ресурсами и развитой промышленностью.

За 2015 год со станций магистрали отправлено 67 млн тонн различных грузов. Отправлено пассажиров: в дальнем следовании – 1,8 млн человек, в пригородном сообщении – 6,1 млн человек.

Для двух регионов России – Красноярского края и Хакасии – Красноярская дорога является главной транспортной линией, по которой идет основной поток грузов (более 80% производимой здесь продукции и сырья). В том числе 95% всех экспортных грузов транспортируется по железной дороге.

На Красноярской дороге работает около 40 тысяч человек, треть из которых – сотрудники в возрасте до 35 лет. Железнодорожники имеют лучший в стране социальный пакет и конкурентоспособную заработную плату. В целом, от системы социальной защищенности Красноярской магистрали зависит уровень жизни около 100 тыс. человек – самих работников железной дороги и членов их семей.

Красноярской железной дорогой и Администрацией города Красноярска с января 2012 года реализуется проект "Городская электричка" совместно с компанией "Краспригород".

В настоящий момент по городским маршрутам курсируют 32 пары поездов, ежедневно осуществляющих перевозки по трем направлениям:

- Овинный – Бугач – Красноярск – Енисей – Сады;

- Красноярск – Бугач – Красноярск-Северный;

- Красноярск – Енисей – Дивногорск.

В схему движения входят 17 остановочных пунктов на территории Красноярска и 6 – на маршруте от Красноярска до Дивногорска.

Красноярская железная дорога

w512.ru


Смотрите также