Признание права собственности на реконструированный объект. Не запрещается строительство и реконструкция зданий строений и сооружений


Экологическое право. Тест 8 - ДЕКАН ТЕСТ

1. Максимальный срок лишения свободы за экологическое преступление составляет20 лет (Статья 358. Экоцид)3 года8 лет (Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов часть 3)10 лет

2. Наиболее строгая уголовная ответственность (по УК РФ) предусмотрена заэкоцидуничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФзагрязнение атмосферыпорчу земли

3. В соответствии с Трудовым кодексом РФ за совершение дисциплинарного экологического проступка не может быть применено следующее дисциплинарное взысканиеадминистративный штрафзамечание (192 ТК РФ)выговор (192 ТК РФ)увольнение (192 ТК РФ)

4. Имущественная ответственность при нарушении экологического законодательства не наступает при совершениидисциплинарных проступковпреступленийадминистративных правонарушенийлюбых правонарушений, если нет вреда окружающей среде

5. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение20 лет (ФЗ «Об охране окружающей среды, ст. 78»)10 лет3 лет25 лет

6. Возмещение причиненного субъектом хозяйственной деятельности вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствииисходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгодыисходя из прогнозируемых затрат на восстановление окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгодыисходя из заявленной в иске суммы ущербаисходя из фактических затрат на восстановление состояния окружающей среды, с учетом инфляции

7. При проектировании тепловых электростанций должно предусматриваться их оснащениевысокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществвысокоэффективными средствами очистки выбросов загрязняющих веществсредствами утилизации вредных отходовсредствами рекуперации сбросов загрязняющих веществ

8. Заполните пропуск. При размещении и проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, __________________ , рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасностивосстановлению природной средырекультивация нарушенных земельобезвреживанию токсичных отходов производства и потребленияочистке выбросов и сбросов загрязняющих веществ

9. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляются по утвержденным проектам с соблюдениемтребований технических регламентов в области охраны окружающей средытребований в области охраны окружающей средысанитарных требований, норм и правилстроительных требований и правил

10. Не запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектовпри отсутствии согласования с Министерством природных ресурсов РФпри изменении утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей средыдо утверждения проектовдо установления границ земельных участков на местности

11. При эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций должны осуществляется государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности в соответствии сзаконодательством РФ и общепринятыми принципами и нормами международного правазаконодательством РФ и ее субъектовмеждународным правом и соглашениями РФдоговорами о разграничении полномочий по обеспечению государственной безопасности между РФ и ее субъектами

12. Заполните пропуск. Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов _______________ распространяются на военные и оборонные объектыв полной мере, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей средынечастичночастично, с учетом обеспечения безопасности РФ

13. Здания, строения, сооружения и иные объекты в городах и сельских поселениях должны размещаться с учетомтребований в области охраны окружающей средысанитарно-гигиенических нормградостроительных требованийрекреационных и оздоровительных норм

14. Запрещается ввоз в РФ радиоактивных отходов из иностранных государств в целяххранениязатоплениязахороненияпереработки

15. Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников изымаются из хозяйственного использованияполностьючастичнона 49 летдо выполнения цели, стоящей перед заповедником

dekane.ru

45.Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Требования в области охраны окружающей среды (экологические требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Данные требования могут предусматриваться к хозяйственной и иной деятельности в различных сферах и отраслях экономики - промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, обороне, при обращении с отходами и т.д. Закон об охране окружающей среды устанавливает в самом общем виде требования на доэксплуатационной стадии (размещение, проектирование, строительство объекта и т.д.), стадии эксплуатации и стадии вывода из эксплуатации (консервация, ликвидация) хозяйственного объекта.

Экологические требования могут выступать в качестве общих, применяемых к деятельности или процессам, не оказывающих значительного негативного воздействия на состояние окружающей среды, специальных, применяемых только в силу прямого указания закона к особо опасным для состояния окружающей среды видам деятельности и дополнительных, обусловленных задачами охраны отдельных видов природных объектов в ходе осуществления хозяйственной и иной антропогенной деятельности.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектовграждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов. Так, запрещается проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

При размещениизданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При проектированиизданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Строительствои реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ввод в эксплуатациюзданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Вывод из эксплуатациизданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

studfiles.net

Реконструкция здания - Правовед.RU

Если не нарушается целостность здания, то ответственность может быть минимальна. Однако в основном это относится к МКД. Все таки рекомендовал б вам согласовать. Так как прокуратура может подать иск о прекращение деятельности, со ссылкой на ФЗ «Об охране окружающей среды». Приставы начнут накладывать штрафы и могут привлечь еще к уголовной отв-ти.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕМосква N 665/05 26 июля 2005 г.Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Арифулина А.А., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Слесарева В.Л., Стрелова И.М. -рассмотрел заявление Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Самарской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.09.2004 по делу N А55-13192/03-2 Арбитражного суда Самарской области.В заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью «Сити плюс» (истца) — Данченко В.В.; от открытого акционерного общества «ВолгоНИИгипрозем» (третьего лица) — Пахомова Г.А.Заслушав и обсудив доклад судьи Слесарева В.Л., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.Общество с ограниченной ответственностью «Сити плюс» по договору купли-продажи от 11.02.2002 приобрело у общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом „Перспектива“ нежилые помещения площадью 1309,1 кв. метра в 5-этажном здании, находящемся по адресу: г. Самара, Советский р-н, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44а.После реконструкции здания ООО „Сити плюс“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации города Самары о признании права собственности на нежилые помещения общей площадью 1235,4 кв. метра: 6-го этажа, литер А (комнаты N 1 — 18) и 7-го этажа (комнаты N 1 — 16).Определением от 10.12.2003 по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по управлению государственным имуществом администрации Самарской области и ОАО „ВолгоНИИгипрозем“.Определением от 26.01.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Минимущества России по Самарской области.Решением суда первой инстанции от 24.05.2004 в удовлетворении искового требования отказано по таким мотивам.В соответствии со статьей 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции от 10.01.2003) строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации, которая должна согласовываться с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора и которая, после её утверждения соответствующими органами, является основанием для выдачи разрешения на строительство. Пунктом 1 статьи 62 названного Кодекса предусмотрено, что разрешение на строительство — документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить, в числе прочего, реконструкцию здания, строения и сооружения.Утвержденная проектная документация и разрешение на строительство у истца отсутствуют.Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения по тем же мотивам.При этом суд указал: согласно пункту 6 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам застройки; статьей 21 Федерального закона „Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“ установлено, что изменения архитектурного облика осуществляются в соответствии с действующим законодательством и требуют разрешения на строительство.Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 23.09.2004 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменил, иск удовлетворил, исходя из следующих обстоятельств.Истец по договору купли-продажи от 11.04.2002 приобрел в собственность помещения площадью 1309,1 кв. метра в указанном здании. Пропорциональная доля занятого зданием земельного участка, равная 288,4 кв. метра, была предоставлена постановлением главы города Самары от 06.05.1999 N 275 предыдущему собственнику помещения — городскому банку „Самара-банк“ в аренду с правом выкупа. Истец на основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации от 21.10.2001 N 137-ФЗ приобрел право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Поскольку при возведении помещений 6-го и 7-го этажей здания не требовалось дополнительного отвода земельного участка, а ответчик в силу закона обязан будет предоставить истцу земельный участок в арендное пользование с правом выкупа, суд кассационной инстанции при удовлетворении иска применил пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, Территориальное управление Минимущества России по Самарской области просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права.В отзыве на заявление ООО „Сити плюс“ просит оставить постановление суда кассационной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.ОАО „ВолгоНИИгипрозем“ в отзыве на заявление просит постановление суда кассационной инстанции отменить как нарушающее единообразие в толковании и применении судами норм права.Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.Выводы суда кассационной инстанции сделаны без учета требований норм закона, на которые сослались суды первой и апелляционной инстанций, в связи с чем постановление суда кассационной инстанции не соответствует законодательству.Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.Согласно абзацу третьему пункта 3 указанной статьи право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, реконструкция недвижимости проведена без получения на это необходимых разрешений, с нарушением градостроительных норм и правил.Реконструкция не согласована с балансодержателем и другими заинтересованными лицами. Сохранение постройки нарушает права и охраняемые интересы балансодержателя и других лиц, владеющих нежилым помещением на законных основаниях.При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской ФедерацииПОСТАНОВИЛ: постановление Федерального арбитражного Поволжского округа от 23.09.2004 по делу N А55-13192/03-2 Арбитражного суда Самарской области отменить.Решение суда первой инстанции от 24.05.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.07.2004 Арбитражного суда Самарской области по указанному делу оставить без изменения.Председательствующий А.А. Иванов

forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=140114

pravoved.ru

Понятия реконструкции, переустройства и перепланировки в мкд

iraukr

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТРТелефон: (495) 649-41-49.

ВЕЩНО-ПРАВОВОЙ ЭФФЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ

На практике зачастую возникает потребность изменить технические и иные параметры зданий и улучшить их потребительские свойства.

Такой вид строительных работ, как реконструкция, стал весьма популярным в последнее время. В связи с этим возникает множество проблем, связанных с возвратом объектов недвижимости их первоначальным собственникам с учетом реконструкции объектов недвижимости, проведенной третьими лицами после их отчуждения.

Данные проблемы связаны в том числе с трактовкой правоприменительными органами таких понятий, как реконструкция, создание и гибель вещи, а также с установлением тождества вещи при ее реконструкции. При реконструкции зданий во многих случаях возникают вопросы, касающиеся применения административного и градостроительного законодательства.

В данной работе предпринята попытка осмыслить некоторые аспекты реконструкции с гражданско-правовой точки зрения.

1. Понятие реконструкции

Прежде всего следует определить, что является реконструкцией и какое понятие реконструкции должно использоваться для определения гражданско-правовых последствий выполнения тех или иных работ по отношению к зданию.

Понятие реконструкции определяется нормами градостроительного, налогового законодательства, реконструкция также упоминается в гражданском законодательстве.

1.1. Градостроительное законодательство

В соответствии с п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГСК РФ) отношения по реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности. Здания, несомненно, относятся к объектам капитального строительства (п. 10 ст. 1 ГСК РФ). Далее в настоящей статье речь пойдет о реконструкции зданий; вместе с тем сделанные выводы в большинстве случаев также могут быть применены и в отношении иных объектов капитального строительства, являющихся объектами недвижимости.

В иных отраслях законодательства, на наш взгляд, следует применять понятие реконструкции, данное в градостроительном законодательстве, если иное не предусмотрено нормами соответствующей отрасли законодательства.

Согласно п. 14 ст. 1 ГСК РФ реконструкция — это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее — этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Несколько иное понятие реконструкции содержится в строительных нормах и правилах, в которых под реконструкцией здания понимается «комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг».

В соответствии с государственными стандартами под услугами по реконструкции понимается результат деятельности исполнителей — строительные, монтажные, отделочные работы по переустройству (перестройке, перепланировке, переоборудованию и т.п.) индивидуального жилья и других построек.

Как было справедливо отмечено в литературе, иерархия приведенных подзаконных актов, в которых давалось определение реконструкции, не была установлена, и данные определения действуют в части, не противоречащей ГСК РФ.

Полагаем, реконструкцию можно рассматривать в двух ипостасях: во-первых, как изменение параметров объекта капитального строительства (п. 14 ст. 1 ГСК РФ) и, во-вторых, как комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий.

В литературе было высказано мнение о том, что при реконструкции параметры изменяются в лучшую сторону, ибо изменения в худшую сторону абсурдны.

Полагаем, что оценка того, являются ли изменения в объекте капитального строительства его улучшением или ухудшением, всегда субъективна. Возможны случаи, когда по мнению одного лица или публичного органа изменения в объекте являются ухудшением, а для владельца этого объекта, наоборот, улучшением — с учетом целей, для которых владелец изменяет объект. Следуя предложенной Б.В. Ильиным логике, можно было бы признать, что органы публичной власти должны иметь право отказать в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, если, по их мнению, планируемые изменения не приводят к улучшению этого объекта.

Также следует отметить, что при буквальном толковании понятия реконструкции, содержащегося в п. 14 ст. 1 ГСК РФ, можно прийти к выводу, что изменение параметров объекта капитального строительства по обстоятельствам, не зависящим от воли людей, также является реконструкцией. Так, следуя такому толкованию, нужно признать, что, например, частичное обрушение здания вследствие землетрясения является реконструкцией.

По нашему мнению, в данном случае нужно учитывать дополнительные признаки реконструкции, содержащиеся в строительных нормах и правилах и иных технических регламентах. К реконструкции следует относить только те изменения параметров объекта капитального строительства, которые возникли в результате строительных работ и организационно-технических мероприятий, проведенных с целью таких изменений.

1.2. Налоговое законодательство

Если те или иные виды работ относятся к реконструкции, то налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций не может быть уменьшена на сумму расходов на выполнение этих работ (п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации ; далее — НК РФ).

Для целей налогообложения при определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» Министерство финансов Российской Федерации предлагает руководствоваться нормативно-правовыми актами Госстроя СССР и Минфина СССР.

В соответствии с разъяснениями 1984 г. к реконструкции относится «переустройство существующих цехов и объектов… как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня… осуществляемое… в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции…».

Арбитражные суды при разрешении налоговых споров часто применяют упомянутые разъяснения. Иногда арбитражные суды ссылаются и на указанные разъяснения и на строительные нормы и правила.

Вместе с тем понятие реконструкции содержится в п. 2 ст. 257 НК РФ, содержащейся в гл. 25, посвященной налогу на прибыль организаций. В соответствии с данной статьей под реконструкцией понимается «переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции».

Полагаем, что для целей налогообложения налогом на прибыль организаций должно использоваться приведенное понятие реконструкции. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в этом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Понятие «реконструкция» относится, на наш взгляд, к градостроительному законодательству, но НК РФ оно специально определено для целей налогообложения.

Некоторые арбитражные суды применяют понятие реконструкции, данное НК РФ. Другие суды применяют при разрешении налоговых споров понятие реконструкции, данное ГСК РФ и строительными нормами и правилами. На наш взгляд, при разрешении налоговых споров, по крайней мере по налогу на прибыль организаций, нужно в первую очередь руководствоваться понятием реконструкции, указанным в п. 2 ст. 257 НК РФ; градостроительное законодательство в этом случае может применяться лишь субсидиарно, для восполнения неполноты определения реконструкции, данного налоговым законодательством.

1.3. Гражданское законодательство

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 754 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), регламентирующей ответственность подрядчика за качество работ, под реконструкцией понимается обновление, перестройка, реставрация и т.п. здания. В п. 2 ст. 740 ГК РФ реконструкция упоминается как предмет договора строительного подряда. Как видим, понятие реконструкции гражданским законодательством определено недостаточно полно; кроме того, приведенное определение относится лишь к отдельному виду обязательств (договору подряда).

С учетом этого полагаем, что для определения гражданско-правовых последствий выполнения тех или иных работ нужно руководствоваться понятием реконструкции, содержащимся в градостроительном законодательстве, которое и регулирует по общему правилу отношения по поводу реконструкции объектов капитального строительства (п. 1 ст. 4 ГСК РФ). Такого же подхода придерживаются некоторые арбитражные суды.

2. Разрешение и согласие на реконструкцию,самовольная реконструкция

Далее рассмотрим, какие согласования и разрешения требуются при проведении реконструкции.

При этом следует отметить, что, по нашему мнению, наличие или отсутствие согласований и разрешений не является само по себе условием, наличие которого необходимо для признания тех или иных работ, выполненных в отношении объекта недвижимости, реконструкцией, т.е. для признания того, что работы привели к изменению параметров объекта недвижимости.

Как говорилось выше, в соответствии с градостроительным законодательством реконструкция — это и изменение параметров объекта капитального строительства, и собственно сами работы и мероприятия, связанные с таким изменением. В связи с этим, на наш взгляд, нужно выделять гражданско-правовое разрешение (согласие) собственника объекта и земельного участка, на котором он расположен, на изменение параметров объекта (реконструкцию) и административно-правовое разрешение на производство соответствующих работ и мероприятий, выдаваемое органом публичной власти.

2.1. Согласие собственника здания на его реконструкцию

В соответствии с законодательством на изменение объекта капитального строительства в виде реконструкции требуется согласие собственника этого объекта. Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам .———————————Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

Следует отметить, что если реконструкция проводится самим собственником объекта или иным лицом, привлекаемым собственником по договору для выполнения соответствующих работ, то согласие собственника предполагается.

По одному из дел, рассмотренных арбитражным судом, лицо получило разрешительную документацию на создание торгово-офисного комплекса, которой предусматривалось усиление фундаментов соседних зданий. Данное лицо без согласия собственника соседнего здания произвело работы по усилению фундамента этого здания. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в связи с этим указал, что «по общему правилу третьи лица не вправе совершать никаких действий в отношении имущества, законными собственниками, владельцами или пользователями которого они не являются.

Суд признал усиление фундамента здания без согласия его собственника (истца) нарушением права собственности истца, а также отметил, что получение разрешительной документации на строительство здания не является основанием ограничения права собственности третьих лиц на соседние здания. Аналогичной позиции придерживаются и иные суды.

Арбитражный суд по вышеприведенному делу указал, что изменение здания является по своей сути распоряжением вещью: «…приступив к укреплению фундамента принадлежащего истцу здания, без согласования с последним проведения таких работ, ответчики решили судьбу объекта, распорядившись им помимо воли собственника…»

С такой позицией также нужно согласиться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на изменение третьим лицом объекта, в том числе и на его реконструкцию, требуется согласие собственника этого объекта. Выдача такого согласия является по своей правовой природе распоряжением вещью и основанием субъективного гражданского права третьего лица на производство реконструкции.

2.2. Согласие владельца земельного участкана реконструкцию здания, расположенного на участке

Для осуществления реконструкции необходимо не только согласие собственника реконструируемого здания (если реконструкция проводится третьим лицом), но также и наличие прав на земельный участок, на котором расположен объект, подлежащий реконструкции.

В соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 51 ГСК РФ предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок является одним из условий выдачи органом публичной власти разрешения на реконструкцию объекта, расположенного на этом участке. Разрешение на строительство и реконструкцию выдается застройщику, т.е. лицу, которому принадлежит земельный участок (п. 16 ст. 1, п. 1 ст. 51 ГСК РФ).

Согласно ст. 263, п. 2 ст. 266, п. 2 ст. 269 ГК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 40, ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) собственник, а также по общему правилу и субъект права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком вправе осуществлять перестройку или снос зданий, расположенных на участке.Судебная практика придерживается верной, на наш взгляд, позиции, что для реконструкции здания его собственником, а также для нового строительства на земельном участке требуется согласие владельца земельного участка, на котором расположено здание (ведется строительство), если этот участок принадлежит третьему лицу.

2.3. Разрешение на реконструкцию органа публичной власти

По общему правилу на проведение работ по реконструкции требуется принятие органом публичной власти ненормативного акта — разрешения на реконструкцию.

Получение разрешения не требуется, в частности, на строительство, а значит, и на реконструкцию гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 1 п. 17 ст. 51 ГСК РФ).

В соответствии с законодательством разрешение на строительство (а следовательно, и на реконструкцию) подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, дает застройщику право осуществлять реконструкцию и является основанием реализации архитектурного проекта.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник в отношении принадлежащей ему вещи вправе совершать лишь те действия, которые не противоречат правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Как справедливо отмечено в литературе, разрешение на строительство представляет собой форму предварительного контроля, позволяющую предотвратить нарушения правовых актов и интересов третьих лиц. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство выдается «в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде».

По нашему мнению, разрешение на строительство является вторичным по отношению к согласию собственника на реконструкцию, поскольку получение согласия собственника является одним из условий получения разрешения на реконструкцию. Из подп. 6 п. 7 ст. 51 ГСК РФ следует, что при получении разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства необходимо представить согласие всех правообладателей этого объекта.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» «строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения…». Некоторые арбитражные суды обоснованно распространяют действие последней из приведенных норм и на отношения по реконструкции.

3. Вещно-правовой эффект реконструкции

3.1. Сохранение здания «в натуре» при его реконструкции

Исчезает ли первоначальное здание как объект гражданских прав при его реконструкции, а если да, то на каком этапе реконструкции?Для целей настоящей статьи рассмотрим случай, когда все необходимые согласования и разрешения на реконструкцию получены.

Некоторые суды занимают позицию, согласно которой к исчезновению здания как вещи с юридической точки зрения приводит только лишь строительство нового объекта на месте здания, а реконструкция здания ни при каких условиях не может привести к созданию новой вещи.

Так, Арбитражный суд г. Москвы указал: «… довод ЗАО „Фирма „Би-Газ-Си“ (ответчик по виндикационному иску — виндикационный иск — это иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику о возврате имущества.. — С.С.) о том, что произведенные им во время реконструкции видоизменения спорных АЗС привели к созданию новых объектов недвижимости, противоречит… самому понятию реконструкции…“

При этом из данного решения следует, что право собственности ЗАО „Фирма „Би-Газ-Си“ на реконструированные АЗС не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) на момент рассмотрения дела.

Девятый арбитражный апелляционный суд по тому же делу указал, что принадлежность АЗС истцу по виндикационному иску (виндикационный иск — это иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику о возврате имущества) в том виде, в каком они (АЗС) существуют и существовали на момент совершения договоров купли-продажи, не доказана, поэтому в виндикационном иске следует отказать.

Заслуживает также внимания позиция Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, который отметил, что реконструкция, перепланировка (переустройство) объектов недвижимого имущества, не приводящая к созданию нового объекта, не влечет уничтожение вещи и не препятствует ее виндикации.

Если же новый объект создан, тогда:

— если в ЕГРП не внесена запись о новом объекте, созданном в результате реконструкции, и не исключена запись о „старом“, то возможность виндикации вещи не утрачена. При этом ответчик может доказать, что, несмотря на отсутствие записи в ЕГРП о его праве на новый объект, недвижимая вещь, виндицируемая истцом, „фактически не существует“;

— если в ЕГРП внесена запись о праве ответчика на объект, созданный в результате реконструкции, и о прекращении в связи с этим прав на ранее существовавший объект, виндикация ранее существовавшей вещи может быть произведена лишь в случае, если истец оспорит основания внесения этой записи.

Таким образом, по общему правилу до внесения в ЕГРП записи о правах на новый объект, возникший в результате реконструкции, его виндикация зарегистрированным собственником изначально существовавшего объекта возможна.Наличие в ЕГРП записи о правах на объект в том его виде, какой он имел до реконструкции, можно рассматривать как некую презумпцию сохранности объекта, которая, однако, может быть опровергнута. Если ответчик докажет, что виндицируемая вещь „фактически не существует“, то в виндикации должно быть отказано.

Подобную позицию занял также по одному из дел ФАС Северо-Западного округа, который указал, что нижестоящие суды, удовлетворяя иск о виндикации реконструированного здания, не исследовали вопрос о том, „сохранился ли в натуре объект недвижимости, ранее переданный ответчику…“.

В целом такой подход судов следует признать верным с некоторыми оговорками.

Согласно приведенному толкованию судов к невозможности виндикации здания приводит не всякая его реконструкция, а только такая, в результате которой виндицируемый объект перестал существовать фактически.

Для подобного подхода судов к рассматриваемой проблеме есть некоторые основания. Так, Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения предусматривалось, что если в результате реконструкции строение полностью утратило свои первоначальные конструктивные части (фундамент, стены, крышу) и архитектурные формы, то должны проводиться паспортизация и регистрация данного объекта как вновь созданного. Прежний (утраченный) объект из книги регистрации исключается.

Вместе с тем по смыслу действующего законодательства при реконструкции здания происходит преобразование объекта недвижимости с присвоением ему нового кадастрового номера независимо от того, утратило ли здание первоначальные конструктивные части или архитектурные формы.

Полагаем, что если работы, выполненные в отношении здания, подпадают под понятие реконструкции, то они в любом случае приводят к исчезновению первоначального здания и возникновению нового объекта с градостроительной точки зрения, т.е. de facto. Следовательно, если судом установлено, что выполненные работы являются реконструкцией, это само по себе уже означает, что виндицируемая вещь фактически не существует.

В виндикационном иске (виндикационный иск — это иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику о возврате имущества) следует отказывать не в том случае, когда ответчик докажет, что здание фактически не существует в результате его реконструкции, а в том случае, если он докажет, что изменения, произведенные в здании, являются реконструкцией в смысле п. 14 ст. 1 ГСК РФ.

С учетом этого, на наш взгляд, тезис о том, что ответчик по виндикационному иску (виндикационный иск — это иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику о возврате имущества) вправе доказать, что в результате реконструкции первоначальная вещь фактически не существует, и защититься таким образом от иска, не совсем обоснован. Если следовать данной логике, то нужно ответить на вопрос: каким образом суд должен устанавливать, что в одном случае проведенная реконструкция привела к тому, что виндицируемая вещь фактически не существует, а в другом — нет? Какими критериями в этом случае должен руководствоваться суд?

Решение вопроса о сохранении здания в натуре можно было бы отдать на откуп экспертам в рамках судебно-строительной или судебно-технической экспертизы.

По нашему мнению, экспертиза может в данном случае быть назначена только по вопросу о том, являются ли уже проведенные работы реконструкцией здания или нет. Иными словами, экспертиза может установить, привели ли сделанные работы к изменению таких параметров здания, при изменении которых здание может считаться реконструированным.

Ставить перед судебной экспертизой вопрос о том, сохранилось ли здание в натуре, на наш взгляд, некорректно, поскольку данный вопрос является юридическим, а не техническим.

В связи с этим представляется не совсем обоснованным и судебный акт о назначении судебно-строительной экспертизы для определения того, „сохранился ли в натуре объект недвижимости, переданный истцом на основании договора“, по делу о виндикации продавцом (истец по делу) здания, реконструированного покупателем.3.2. Переустройство (перепланировка) объектов недвижимости

Далее остановимся на переустройстве (перепланировке) объектов недвижимости.

О переустройстве (перепланировке) обычно говорят применительно к помещениям.

Перепланировка (переустройство) жилых помещений урегулирована на уровне Федерального Законодательства.

В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) к переустройству жилого помещения относятся установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения — это изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Действующее Федеральное Законодательство подробно не определяет порядок перепланировки (переустройства) нежилых помещений.

При этом действие гл. 4 ЖК РФ (переустройство и перепланировка жилого помещения) не распространяется на соответствующие отношения.

Тем не менее Федеральное Законодательство в принципе допускает перепланировку (переустройство) нежилого помещения.

С учетом этого полагаем возможным в отдельных случаях по аналогии закона применять к изменению нежилых помещений некоторые положения гл. 4 ЖК РФ. Кроме того, к перепланировке (переустройству) нежилого помещения применимы нормы ст. 40 ЖК РФ (изменение границ помещений в многоквартирном доме).

Грань между переустройством (перепланировкой) и реконструкцией помещения нечеткая.

При буквальном толковании норм ГСК РФ можно прийти к выводу о том, что к реконструкции помещений неприменимы нормы ГСК РФ, поскольку отдельное помещение не является объектом капитального строительства и отношения по его реконструкции не являются градостроительными отношениями (п. 10 ст. 1, ч. 1 ст. 4 ГСК РФ).

Некоторые судебные органы придерживаются позиции, что к реконструкции нежилого помещения применяются нормы ГСК РФ о выдаче разрешений на реконструкцию (ст. 51 ГСК РФ).

В настоящей работе не рассматривается влияние переустройства (перепланировки) помещений на юридическое бытие этих помещений и возможность их виндикации (реституции).

Вместе с тем полагаем, что перепланировка и переустройство помещений в здании, которое зарегистрировано в ЕГРП как самостоятельный объект гражданских прав, не влияют на существование самого здания с юридической точки зрения и не препятствуют его виндикации.

Схожей позиции придерживаются некоторые судебные органы в отношении возможности реституции здания: „…перепланировка… помещений в здании сама по себе не может свидетельствовать о создании иного (нового) объекта недвижимости, если строительные работы не привели к изменению первоначальных индивидуально-определенных признаков реконструируемого объекта“.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что если проведенные работы не являются реконструкцией, т.е. здание изменяется как объект материального мира с сохранением параметров, изменение которых является реконструкцией, то следует признать, что здание сохранилось в натуре для целей его виндикации.

3.3. В какой момент здание считается реконструированным

Интересен вопрос о том, с какого момента здание как вещь можно считать „не сохранившимся в натуре“ для целей его виндикации и реституции при проведении реконструкции здания. В связи с этим рассмотрим, как на возможность виндикации влияет:— выдача разрешения на реконструкцию органом публичной власти;— начало строительных работ и фактическое завершение строительных работ;— получение разрешения на ввод здания в эксплуатацию.

На наш взгляд, выдача органом публичной власти разрешения на реконструкцию сама по себе не влечет возникновения гражданско-правовых последствий.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа по делу по иску прокуратуры о реституции здания в связи с недействительностью сделки по его отчуждению указал, что „доводы прокуратуры о том, что реконструкция объекта произведена без разрешения местных органов власти, не имеют значения для данного спора, так как его предметом является возможность или невозможность возвращения имущественного комплекса в первоначальном виде“. Из этого можно сделать вывод, что выдача органом публичной власти разрешения на реконструкцию не оказывает никакого вещно-правового эффекта.

Далее рассмотрим вопрос о том, что происходит со зданием как вещью после начала работ по реконструкции. Очевидно, что сразу же после начала указанных работ здание как объект материального мира перестает существовать в своем первоначальном состоянии. Возникает вопрос: следует ли таким физическим изменениям придавать какое-либо правовое значение для виндикации?В принципе юридическое бытие здания может отличаться от фактического. Если признавать, что фактическое проведение работ по реконструкции здания влечет исчезновение вещи в натуре для целей ее виндикации, то возникает вопрос, на каком этапе выполнения работ исчезает здание как вещь? Должны ли работы быть выполнены, к примеру, более чем на 50%?

Полагаем, что этот вопрос как раз и должен быть поставлен перед судебной экспертизой (а не вопрос о том, сохранилась ли вещь в натуре). Следует отметить, что в некоторых случаях суды разрешают вопрос о том, являются ли изменения в здании реконструкцией, без проведения экспертизы, на основании документов технической инвентаризации.

Таким образом, после начала проведения работ по реконструкции здание может считаться реконструированным, если установлено, в том числе в некоторых случаях и в результате проведения экспертизы, что уже выполненные работы в отношении здания привели к изменению определенных параметров здания и (или) качества инженерно-технического обеспечения.

При этом, на наш взгляд, разрешение на ввод реконструированного здания в эксплуатацию является подтверждением того, что имела место реконструкция и она завершена, но не является необходимым условием для признания того, что здание реконструировано, тогда, когда не все работы по реконструкции закончены (п. 1 ст. 55 ГСК РФ).

Далее следует ответить на вопрос: если установлена реконструкция здания до завершения всех строительных работ, означает ли это само по себе, что юридически вещь не сохранилась в натуре для целей ее виндикации?Как говорилось выше, по мнению Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, если в ЕГРП не внесена запись о новом объекте, созданном в результате реконструкции, и не исключена запись о «старом“, то возможность виндикации вещи не утрачена.

При этом ответчик может доказать, что, несмотря на отсутствие записи в ЕГРП о его праве на новый объект, недвижимая вещь, виндицируемая истцом, фактически не существует.

Все вышесказанное об условиях виндикации реконструируемого здания применимо соответственно и к реституции (восстановлению). Суды исходят из того, что после реконструкции объектов недвижимости невозможна также и их реституция(восстановление).

Автор статьи: С.В. СТРЕМБЕЛЕВ

Ст.40 ЖК РФ

Статья 40. Изменение границ помещений в многоквартирном доме

[Жилищный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 40]1. Собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса. Границы между смежными помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

2. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник:

Из векипедии:

Виндикационный иск, виндикация (от лат. vim dicere — «объявляю о применении силы») — иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения.

Иными словами, виндикационный иск — это иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику о возврате имущества. Такая форма иска сложилась в римском праве.

Виндикация и добросовестность ответчика

По действующему российскому законодательству собственник вправе истребовать имущество у добросовестного приобретателя только в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

При истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Владелец, как добросовестный, так и недобросовестный, в свою очередь, вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.

Добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества.

Если такое отделение улучшений невозможно, добросовестный владелец имеет право требовать возмещения произведенных на улучшение затрат, но не свыше размера увеличения стоимости имущества.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Реститу́ция (от лат. restitutio — восстановление).

В международном праве — форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путём восстановления состояния, существовавшего до его совершения. Может осуществляться различными способами.

В гражданском праве — последствие недействительности сделки, заключающееся в возврате сторонами всего полученного по сделке. При невозможности вернуть товарные ценности в натуральном виде возвращается их стоимость в денежном выражении.

Ст.754 ГК РФОтветственность подрядчика за качество работ

1. Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части.

2. Подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.

ст.740 гк рфдоговор строительного подряда

1. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

2. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.

3. В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются правила параграфа 2 настоящей главы о правах заказчика по договору бытового подряда.

Источник: http://www.gk-rf.ru/statia740

Твитнуть   ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА:

iraukr

domoupravmakarenko14sochi.ru

Признание права собственности на реконструированный объект

Дата публикации: 04.07.2013

Значительную часть гражданских дел представляют собой дела по спорам о признании права собственности на реконструированный объект. Положениями Жилищного кодекса РФ вопросы самовольной реконструкции не урегулированы. Так, ст. 29 ЖК РФ предусматривает возможность узаконивания переустройства и перепланировки соответствующего жилого помещения. Однако сохранение (легализация) переустройства и/или перепланировки ограничено пределами конкретного жилого помещения.

Переустройство, перепланировка или реконструкция

На практике довольно часто возникает вопрос о возможности легализации объекта, возникшего в процессе реконструкции помещений жилого дома, так как целью реконструкции, как правило, является создание новых площадей или объектов: надстройки, пристройки, объединения двух строений (помещений) в одно. В ситуации, когда появление в процессе реконструкции дополнительных помещений приводит к созданию новых технических объектов, легализация их должна производиться через признание права собственности. ВС РФ разъяснил, что при сносе жилого дома, находящегося у гражданина в собственности, и постройке на его месте нового строения либо при возведении пристройки к жилому дому (или надстройки) изменяется объект права собственности гражданина, отличающийся размерами, планировкой, площадью и т.д. Следовательно, при производстве гражданином перечисленных изменений право на новое строение, являющееся уже новым объектом собственности, подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 8 Обзора судебной практики ВС РФ за I квартал 2000 года по гражданским делам, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 28.06.2000). По смыслу содержащихся в ст. 25 ЖК РФ норм под переустройством и перепланировкой понимаются работы, выполняемые внутри жилого помещения. Отношения, связанные с производством строительных работ за пределами занимаемого жилого помещения, регулируются уже не ЖК РФ, а градостроительным законодательством. Так, в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Аналогия закона

Несмотря на то что суды довольно часто выносят решения о сохранении объекта недвижимости в реконструированном состоянии, такая легализация в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 29 ЖК РФ, не предусмотрена, поскольку положения указанной нормы не предполагают возможности признания права собственности на реконструированный объект, а допускают лишь возможность сохранения жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, что не одно и то же. В связи с этим есть все основания для применения норм о самовольных постройках к случаям самовольной реконструкции по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Это относится и к ситуациям, когда необходимо узаконить объект, созданный в процессе реконструкции, если произведенная реконструкция признается самовольной. Отождествление понятий "самовольно реконструированный объект" и "самовольная постройка" обусловлено тем, что и в первом, и во втором случае затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов, поэтому самовольные реконструкции и постройки должны проводиться с соблюдением той же процедуры, что и при осуществлении строительства. В тех случаях, когда реконструкция затрагивает конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности реконструируемого объекта, а также влечет изменение его архитектурного облика, требуется разрешение на строительство (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 2, 21 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"). Так, Мичуринский городской суд в решении от 03.02.2010 указал, что перепланировка спорного жилого помещения заключалась в объединении 2 квартир с присоединением части коридора общего пользования, и сохранил в перепланированном состоянии жилое помещение, включив в его состав и самовольно возведенную пристройку к жилому дому. Отменяя принятое решение, кассационная инстанция Тамбовского областного суда указала, что по смыслу ст. 25 ЖК РФ возведение истцами данной пристройки к жилому дому не может быть расценено как перепланировка, поскольку ст. 29 ЖК РФ предусматривает возможность узаконивания перепланировки жилого помещения, осуществленной только в пределах данного жилого помещения. В данном же случае имела место реконструкция жилого дома путем возведения пристройки к нему. Возможность признания права собственности на реконструируемый объект ст. 29 ЖК РФ не предусмотрена. Соответственно, в силу п. 1 ст. 6 ГК РФ по аналогии закона суду следовало применить к спорным правоотношениям положения ст. 222 ГК РФ, установив предусмотренные данной статьей юридически значимые обстоятельства, необходимые для решения вопроса о признании права на самовольно возведенную пристройку (Кассационное определение Тамбовского областного суда от 29.02.2012 N 33-639/2012). Аналогичную позицию можно встретить в определениях кассационных инстанций Тверского областного суда и Калининградского областного суда (Определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27.12.2011 N 33-5272, Кассационное определение Калининградского областного суда от 12.10.2011 N 33-4674/2011).

Права самовольного застройщика

Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. В соответствии с положениями ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, перестраивать их или сносить, разрешать строительство другим лицам. Другие владельцы земельного участка обладают правом осуществлять его застройку на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает права собственности на нее. Вместе с тем п. 3 ст. 222 ГК РФ допускает возможность легализации самовольной постройки в судебном порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при условии что сохранение этой постройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц либо не создает угрозы для жизни и здоровья граждан. Первым основанием отнесения постройки к разряду самовольных является строительство при отсутствии прав на земельный участок. В этой связи следует учитывать изменения в п. 3 ст. 222 ГК РФ, вступившие в силу с 1 сентября 2006 года. До этого момента данный пункт содержал положения, в соответствии с которыми право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку, даже в том случае, если участок ему не принадлежал; для этого необходимо было, чтобы данный земельный участок был предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Действующие в новой редакции положения п. 3 ст. 222 ГК РФ позволяют признать право на самовольную постройку только за добросовестным собственником или пользователем земельного участка. К таким лицам следует относить и арендатора земельного участка. Хотя в самой статье в перечне прав на земельный участок отсутствует указание на право аренды, тем не менее исходя из системного толкования ст. 222 ГК РФ и ст. 47 ЗК РФ следует, что арендаторы, как и лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, наследуемого владения, постоянного пользования, имеют право возводить на предоставленном им в аренду земельном участке постройки, здания и сооружения в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (Обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2007 года). Как и в случаях самовольного строительства, проводимая реконструкция не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Обращающиеся с исками об узаконивании произведенной реконструкции граждане, по существу, должны представлять суду такой же объем доказательств, что и при признании права собственности на самовольный объект. Поэтому порядок разрешения таких споров мало чем отличается от споров о признании права на самовольное строительство. В качестве доказательств принимаются акты строительных экспертиз, подтверждающие, что произведенная реконструкция соответствует строительным нормам и правилам и не создает угрозу для третьих лиц, заключения органов пожарной охраны, Роспотребнадзора, Энергонадзора и т.д. Признаком самовольной реконструкции является отсутствие не только согласия сособственника на ее проведение, но и необходимых положительных заключений контролирующих органов о возможности проведения реконструкции, а в некоторых случаях, когда при проведении реконструкции затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, - и разрешения на строительство (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Проведение реконструкции в нарушение установленного порядка влечет признание ее самовольной и применение санкций, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, так как по общему правилу лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает права собственности на нее, не вправе совершать в отношении такого строения какие-либо сделки (продавать, дарить, передавать в залог и т.д.), за исключением случаев, когда допускается возможность признания такого права судом.

Исключительный способ защиты права

Исключительный способ защиты права применяется только тогда, когда лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. В соответствии с нормами ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также положениями ст. 3 Закона N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса документы. Если до подачи в суд искового заявления застройщик не принимал необходимых мер к получению исходно-разрешительной документации на строительство (как до его начала, так и во время проведения строительных работ) и не представил доказательств, подтверждающих невозможность получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию и свидетельствующих о том, что ему было необоснованно отказано в выдаче соответствующих разрешительных документов, суд может отказать в признании права собственности на возведенный или реконструированный объект (Постановление Пленумов ВС РФ, ВАС РФ N 10/22).

М. Гончарова  

www.sudmos.ru


Смотрите также